Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

Всего понемногу, или торговля широкого профиля

Практически каждая одесская торговая семья, рано или поздно, сосредотачивалась на одном - двух видах бизнеса. Кто-то торговал зерном, кто-то создавал банки, кто-то сосредотачивал свои усилия на оптовой торговле табаком и кофе. Но семья Ралли, о которой пойдет речь в этом материале, на протяжении практически всей своей истории придерживалась принципа «всего понемногу», сосредоточившись скорее не на том, чем торговать, а на том, как торговать.

Как и многие греки-купцы, семья Ралли была настоящими гражданами мира. Частично в силу невозможности вести нормальный бизнес в оккупированной турками Греции, частично из-за того, что это было попросту выгодно. Так Стефан Ралли, родившийся на острове Хиос в 1755 году, открывал представительства своего торгового дома и в Великобритании, и во Франции и в Американских колониях, а главной считал свою Марсельскую контору. К слову в Марселе он и скончался в 1827 году, передав свой бизнес сыну Джону. Что бы не путаться, мы будем продолжать называть его Джоном, хотя в разных источниках его называют по разному - Иваном Степановичем, Джованни и т.д. Так вот, именно Джон, родившийся в Греции в 1795 году, стал первым из семьи Ралли, который по настоящему нас интересует. Именно он превратил одно из региональных отделений торгового дома Ралли - Одесское, в один из наиболее ярких и интересных торговых домов России.

Точную дату появления филиала торгового дома Ралли в Одессе назвать очень тяжело. Во всяком случае, произошло это никак не позднее 1814 года. Правда, к этому времени, основные объемы торговли через Одессу уже были поделены между другими семьями. Десяток греческих и несколько французских семей фактически контролировали подавляющее большинство торговых операций, воспользовавшись, в свое время, льготными условиями предложенными Ришелье. Тем не менее перспективы одесской торговли были настолько большими, что место хватало всем. Другое дело, что не будучи бедным по общероссийским меркам, с точки зрения Одессы Ралли были середнячками. Для сравнения - торговый дом Маразли или тех же Серафино по состоянию на 1827 год, работали с приблизительным оборотом 800000 - 1000000 рублей, в то время как контора Ралли - 150000 рублей. Повторюсь, оборот это был совсем не маленький, ведь в то время, для того чтобы быть причисленным к купцам первой гильдии было достаточно подтвердить состояние в 50000 рублей. 1827 год в качестве точки отсчета мы выбрали не случайно - именно в этом году Джон Ралли перебрался в Одессу, сделав ее, на более чем двадцать лет, столицей торгового дома Ралли.

Сравнительно небольшие по сравнению с другими обороты не должны вводить в заблуждение. Торговый дом Ралли имел огромное количество филиалов и одесский отнюдь не был самым большим из них. Зато с точки зрения общемировой торговли Ралли были одними из ведущих посредников в мире. И в Одессу Джон Ралли переезжал с весьма далеко идущими планами. Для начала, понимая что, не имея тех связей и преимуществ, что его конкуренты в Одессе Джон Ралли начал развивать торговлю с США и  задействовав свои связи к 1832 году добился  весьма полезного статуса - консула США в Одессе. Если смотреть на вопрос поверхностно - это было простым совмещением двух занятий, но если копнуть глубже, то именно в этом статусе мы обнаружим истоки процветания одесской конторы Ралли.

Возглавив американское консульство, Джон Ралли немедленно начал формировать связи с динамично развивающейся американской экономикой, попутно, через уже существующие филиалы дома Ралли формируя зачастую весьма длинные посреднические цепочки в Одессу и из Одессы. Нормальной ситуацией была следующая цепочка: американский товар (хлопок или табак) по заказу Ралли американскими же кораблями идет в Англию. Там обрабатывается на английских фабриках. Пока идет обработка - американские корабли, загруженные товаром Ралли, идут в Америку, где после перезагрузки снова идут в Англию. В это время готовая продукция из Англии или на Английских кораблях идет в Марсель, или на них же в Кале, где английские корабли загружаются еще каким-то товаром, посредником в поставке которого выступает Ралли, и возвращаются в Англию. А заказанный для России товар продолжает путь на французских кораблях до Стамбула, где их уже поджидают корабли конторы Ралли. В порту происходит перегрузка товаром, и русские корабли идут в Одессу, а французские в Италию, где разгружаются, получают очередной посреднический товар и идут во Францию. Таким образом, просчитанная цепочка позволяла не гонять корабли порожняком, получая двойные-тройные доходы за каждый фрахт. Дипломатический статус позволял Ралли оперативно проводить линии товаров своих партнеров, находить выгодные контракты и с дипломатической почтой и курьерами получать и отправлять конкурентную информацию, ускоряя процесс поставок и тем самым удешевляя их. Вообще технический прогресс и скорость стали своего рода коньком, одним из главных козырей Джона Ралли. Благодаря этому он стал интересен графу Михаилу Воронцову, мечтавшему развить пароходное дело на Черном море. Поскольку американцы в тот момент оставались лидерами в пароходостроении, молодой американский консул весьма кстати предложил свои услуги графу, согласившись не только посодействовать поставкам частей для паровых машин, но и вложить свои личные средства в постройку пароходов. Таким образом, Ралли стал одним из трех фактических совладельцев Черноморского акционерного пароходного общества, совместно с Людвигом Штиглецем и негоциантом Папудовым. Это дало Ралли еще одно преимущество перед конкурентами. Конечно, большая часть флота Ралли оставалась парусным, однако для срочных товаров использовались пароходы и их число постоянно росло. Те 7 (по другим данным 11) пароходов, которыми владела одесская контора Ралли к 1853 году - году наивысшего расцвета одесской зерноторговли 19 века, по тем временам были весьма солидным пароходным флотом. Достаточно сказать, что в военном Черноморском флоте пароходов было меньше.

Постепенно Джон Ралли передавал управление фирмой в руки своего сына, Стефана (Степана). Себе же он оставил дипломатическую деятельность и работу, которая скорее создавала проблемы его собственной деятельности. Так он убеждал американских предпринимателей возить в Одессу товар напрямую, собственными кораблями, подрывая тем самым выстроенные им самим цепочки перепродаж. Кроме того, с началом Крымской войны, когда Российское правительство приняло двухлетний мораторий на вывоз зерновых в страны участницы войны, Джон Ралли развернул бурную деятельность по рекламе в Европе американской сельскохозяйственной продукции. Более того, существуют данные о том, что именно Ралли передал в США информацию, сделавшую американскую продукцию не только дешевле, но и качественнее. Так с середины 19 века американские поставщики начали сортировать зерновые по сортам, в то время как из России их вывозили смешав все сорта в трюме, так что после разгрузки покупатель вынужден был сортировать продукцию самостоятельно, неся финансовые потери. Не последнюю роль сыграло и участие Ралли в убеждении американских поставщиков в том, что зерновые Америки следует продавать дешевле, за счет транспортировки их к портам железнодорожным транспортом. Пойдя на демпинг, американские торговцы фактически выбили Россию с зерновых рынков Европы. В семидесятых годах 19 века за Россией осталось всего 9-12% продаж зерновых в Европе. И это при том, что производство зерна не снижалось. Те из одесских предпринимателей, кто не разорились, были вынуждены сменить профиль работы своих фирм. Фактически из одесских компаний на зерновом рынке остались только Рафаловичи. Но, в дальней перспективе, поддержка американцев на рынке сельхозпродукции сыграла Ралли только на руку, поскольку его торговый дом сохранял широкопрофильную ориентацию, не зацикливаясь на хлебных поставках. А на этом поле он уже давно завоевал прочные позиции. Конечно, не один Ралли вызвал перераспределение сил на зерновом рынке. В конце концов плохая транспортная сеть, обман покупателей и старомодное ссыпание всех сортов зерна в одну кучу сыграло значительно большую роль. Да и людей, которые убеждали европейцев переориентироваться на американские зерновые было намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Просто Ралли единственный из одесских купцов, кто работал в этой сфере против своих одесских коллег. И это его, безусловно, не украшает его биографию.

Смерть Джона Ралли в 1859 году совпала с отменой в Одессе порто-франко, поэтому его сыну Стефану пришлось работать уже в совершенно других условиях. По мере снижения интереса европейцев к российскому зерну, Стефан Ралли, получивший по наследству от отца хорошие связи с США, дальновидно начал переориентацию своей фирмы на вывоз хлопка. И не прогадал. Вспыхнувшая в 1861 году Гражданская война в США едва не лишила европейские фабрики хлопка. И тут на сцену снова вышла Одесса. Российский хлопок на долгие десять лет войны и восстановления экономики превратился в основное сырье текстильных фабрик Европы. При этом Ралли возили хлопок не только российский, но и индийский. Ближе к началу 1870-х, когда американцы снова вступили в конкуренцию на этом рынке, им пришлось смириться с тем, что часть их рынка принадлежит российским купцам и Ралли в частности. Произошел, так сказать, большой размен - хлеб на хлопок. Дело в том, что ряд одесских купцов догадались построить паровые, высокопроизводительные мукомольни. И хотя, по-прежнему, вывоз зерна оставался в большей степени в руках американцев и канадцев, России их удалось потеснить за счет вывоза готовой муки. При этом сам Стефан Ралли уже в 1870-х снова оказался в первых рядах на новом поприще - финансирования строительства одесской недвижимости, оказавшейся одним из лучших вложений денег.  Дерибасовская, Ришельевская, Преображенская - на всех этих улицах семья Ралли владела домами. Принадлежали им и такие знаменитые строения как здание гостиницы «Лондонская» и Круглый дом на Греческой площади. Отметился Стефан Ралли и на почве благотворительности, столь популярной у второго поколения одесских купеческих семей. Правда направление для благотворительности он выбрал сравнительно новое не только для России, но и для Западное Европы. В 1863 году при его покровительстве в Одессе появилось Общество покровительства животным, которое он и возглавил. Стефан Ралли профинансировал строительство ветеринарной лечебницы и завел у себя на даче питомник для собак. Последняя идея, правда, обошлась ему дорого - один из служителей питомника был убит собаками, после чего Ралли оставил пост председателя общества.

Последним Ралли занимавшимся бизнесом стал один из двойняшек родившихся в семье Ралли в 1851 году - Павел. Именно он, в отличие от поступившего на военную службу брата Петра пошел по стопам отца. Правда при нем деятельность семейного бизнеса сместилась от торговли еще дальше. Дело в том, что Павел Ралли серьезно заинтересовался сельским хозяйством и банковским делом. В итоге солидная часть средств семьи была переведена в Одесский вексельный банк, который Павел Ралли и возглавил. Что же касается сельского хозяйства, то прикупив обширные земли в Подольской губернии, Павел Ралли организовал на них одно из первых (а возможно и первое) сахарное производство полного цикла. В результате сахар Ралли был дешевле знаменитого сахара Бродских, хотя производилось его, разумеется, меньше. Зато Павел Ралли стал одним из пионеров социальной защиты работников, введя на своих заводах восьмичасовой рабочий день и бесплатное медицинское обслуживание. Увы, несмотря на более чем хорошее отношение к рабочим, революция не пощадила и семью Ралли. По крайней мере, о судьбе одесской ветви Ралли после революции практически ничего не известно.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31