Трудно представить себе Одессу без людей, фанатично в неё влюбленных. Да, не все они происходят корнями из нашей любимой Пальмиры, но все они являются ее гражданами и патриотами своей малой родины. Поэтому современному молодому человеку, не всегда обременённому памятью о выдающихся предках, трудно даже представить, сколько творческих сил и знаний вложил в развитие и строительство города и, как модно сейчас говорить, в ландшафтный дизайн, а если проще, то в планировку новых массивов Одессы подвижник парковой архитектуры Михаил Федорович Безчастнов.
Михаил Безчастнов - выпускник Петербургского института гражданских инженеров имени Николая I, главный городской инженер в предреволюционные годы, первый городской архитектор Одессы после революции, автор первого советского генплана застройки Одессы. .
Сын отставного майора, участника второй русско-турецкой войны, Миша рано вошёл в самостоятельную жизнь. В 1881 году семья Безчастнова перебирается из провинциального Тирасполя в шумную Одессу, а через 3 года его отдают в реальное училище. Все небольшие сбережения семьи в это время уходили в учебу сына , поэтому Михаил сам начал давать уроки...
Однако для того, чтобы образ этого выдающегося человека был более полным, следует обратиться к несколько более ранним временам. В начале позапрошлого века, когда контингент коренных одесситов только начинал формироваться, а архитектурный облик города уже тогда пробовал соперничать с известными европейскими столицами, в Одессу перебрались селяне Гайдуковы. Сперва растили хлеб, потом приторговывали хлебом, потом из землепашцев стали купцами. Сын их, Федор Осипович Гайдуков, с ранней юности обучался строительному делу, начинал каменщиком, потом стал крупным подрядчиком, известным в Одессе строителем. Строил он гостиницу «Лондонская» на Приморском бульваре, и едва не разорился, начав строительство без проекта. Все заложил, но репутацией своей не поступился, обрушил начатое и отстроил заново. Потом в номерах этой гостиницы жили те, кто и по сей день составляют честь и славу Одессы, а теперь и сама эта гостиница - часть истории города, часть его добра и тепла.
Строил Гайдуков и банк на улице Пушкинской - теперь там Союз архитекторов. Тех самых, что спроектировали и построили все наши серые и однотипные Черемушки, поселки Таирова и Котовского, словно и не было никогда в Одессе людей, дороживших мнением народным и собственным достоинством. Стоит банк на углу Пушкинской и Греческой. В сорок первом при первой бомбежке города первая бомба угодила в него, пробила перекрытия, рванула, но не разрушила кладку, не повредила стен. Не смогла.
А был Федор Гайдуков, как рассказывают, крупен, синеглаз, хорош собой, на стройплощадке поднимал пригоршню песка, жевал его, потом сплевывал и звал десятника. И коли что то было не так, как требовал мастер, того изгоняли, а уж кого выгонял Гайдуков, больше никто из строителей на работу того не брал. Ведь ракушечник - известняк с особым характером. Он должен постоять, впитать в себя воздух, высосать из него углерод, тогда происходит повторная карбонизация, камень становится прочным. Десятикратно прочным. Считавшийся лучшим строителем Юга России, Гайдуков строил только из выстоявшегося камня, у него были свои приемы укрепления этого камня в коньяке. Любили работать с Гайдуковым Дмитренко и Гонсиоровский, знаменитые одесские архитекторы.
Гайдуков строил город, в коем и поселился в середине прошлого века отставной майор Люблинского полка Безчастнов. Фамилия его, как неоднократно подчёркивали потомки Фёдора Безчастнова, пишется именно через «з». Не Бессчастновы, не те, у кого не было счастья, а те, кто не умел делать по частям, или имел не по частям - а всё сразу. Или частного - не имел.
Воевал майор Безчастнов с турками, а прямому наследнику своему Михаилу, взявшему в жены дочь Гайдукова Елену, завещал строить Одессу. Сын Федора Осиповича Александр тоже был строителем, строил жилье. Так они и жили, Гайдуковы и Безчастновы, - отстаивая свою землю и отстраивая ее.
Однако вернемся к нашему герою. В 1898 году Михаил Федорович закончил столичный институт гражданских инженеров, получив самый высокий - первый разряд. После этого ему открылась прямая дорога в мастерские ведущих одесских архитекторов. Создавая первый генплан Одессы, Михаил Федорович проектировал дома, боролся с оползнями - вечной одесской бедой, занимался обустройством водопровода, был крупным специалистом и практиком дендрологии, увлеченным и талантливым живописцем. И общественным человеком, ибо ничто в городе не проходило мимо его внимания, ничто не оставалось незамеченным и безответным у этой плеяды, в которую входили и Ландесман, и Дмитренко, и Филатов, и множество других, как говорят в Одессе, «больших людей».
Энциклопедические технические знания в сочетании с незаурядным талантом художника (акварели его отмечались на конкурсах) вскоре позволили Безчастнову осуществить ряд самостоятельных построек. И по сей день стоит на Пушкинской дом номер семь рядышком с музеем Западного и Восточного искусства - его проектировал Михаил Федорович. Сочетающий открытую кирпичную кладку и пластичные бетонные поверхности фасад здания органично вписался в застройку середины XIX века. Уже эти первые начинания сулили М. Ф. Безчастнову успех в мире частных заказов. Однако как человека с широким кругозором его больше привлекают проблемы градостроительства и развития городского хозяйства, проблемы весьма острые в дореволюционной Одессе, да и что греха таить, в современной тоже.
С 1903 года городской инженер М. Безчастнов исполняет обязанности секретаря Отделения Русского Технического общества, а в 1911 году он избирается председателем строительного отдела и членом бюро санитарного попечительства по борьбе с чумой.
Работа поглощает его полностью. Мощение улиц, реконструкция полей орошения, организация южнорусской художественной выставки, консультации по благоустройству больниц - вот далеко не полный перечень решаемых в тот период задач.
И пруды в Дюковском парке обустроил он, найдя источники проточной воды. Там, где теперь парк Победы, был некогда дендрарий, где акклиматизировались в Одессе кипарисы и черемуха, южные и северные гости засушливой причерноморской степи, и росли прекрасно, пока не погибли в военное лихолетье. И Новоаркадийскую дорогу, теперешний проспект Шевченко, прокладывал он, и спасал Отраду от сползания в море.
После 1920 года Безчастнов работает в органах коммунального хозяйства, городским архитектором планировочного управления, в 1928 году мастер ведет работы по реконструкции Пересыпи, устройству придуманной им же земляной дамбы, защитившей этот промышленный район от затоплений. Трудно назвать область строительства, где бы не проявился талант инженера, расчетчика, архитектора. Он проектирует и строит мосты, разрабатывает системы коммуникаций. Однако излюбленным направлением становится «зеленое строительство».
В 1920-е годы он, вместе с профессором М. В. Замечеком, участвует в реконструкции городских скверов, размещает в них скульптуры и малые формы, принадлежавшие ранее одесской торгово-аристократической верхушке. И сегодня мы любуемся скульптурами «Лаокоон» (первоначально установлена на площади Розы Люксембург); «Амур и Психея» в Пале-Рояле; «Лев» и «Львица» в Городском саду.
Под руководством М. Безчастнова были осуществлены противооползневые мероприятия (1928-1940 гг.); обустройство парка культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко; благоустройство курорта «Аркадия»; разбивка парков в Лузановке и в Водяной Балке - ныне Дюковский парк; реставрация знаменитой Потемкинской лестницы (1930-е гг.).
Все вышеперечисленное, однако, было лишь репетицией перед решением огромной комплексной задачи - разработки первого генерального плана развития Одессы социалистической. Основные положения удалось завершить к 1938 году.
Много смелых и опережавших время идей принадлежало участвовавшему в проектировании М. Безчастнову. Он впервые предлагал прокладку линии метрополитена с использованием существующих подземных ходов - катакомб; разбивку нынешнего Комсомольского бульвара с устройством пешеходного моста через спуск Ж. Лябурб (осуществлено уже в послевоенные годы) и, наконец, создание вокруг города «зеленого пояса» с пресноводным каналом.
Однако возраст брал свое. Полученная в 1940 году тяжелая травма приковала его к постели и не позволила эвакуироваться из осажденного города в дни его героической обороны. Умер мастер в мае 1942 года, не дождавшись освобождения любимой Одессы.
Сын его, Михаил Михайлович, трудился на Одесской киностудии, был изобретателем, пионером пожарного дела.
Ещё один знаменитый родоначальник династии, упомянутый нами Ф.О.Гайдуков - прадед по линии матери Игоря Михайловича Безчастнова - профессора, члена-корреспондента Академии архитектуры, работавшего на кафедре архитектуры Одесского инженерно-строительного института, уехавшего в лихие 90-е годы в Америку. И. М. Безчастнов вспоминал о своем предке как об одном из лучших и известных зодчих, который в позапрошлом веке построил в Одессе много прекрасных зданий. Кстати, сам Игорь Михайлович - автор памятника Льву Толстому на одноименной площади в Одессе. Его кандидатской диссертацией было исследование функций камня-известняка в архитектуре Одессы. Вместе с коллегами гневно и остро выступил Игорь Безчастнов, когда возникла у городских властей совсем безумная сегодня, а тогда идеологически «обоснованная» идея переноса памятника герцогу Ришелье с Приморского бульвара. Дескать, «зачем нам герцог посреди советского города?»... Среди тех, кто первыми выступили за спасение кирхи на улице Островидова, был и архитектор Безчастнов.
Ему, как, впрочем, и всем Безчастновым, повезло: архитектуру в строительном преподавали классики, чьи имена и сегодня на устах (Ф. А. Троупянский и М. В. Замечек), рисунок вели замечательные мастера А. Б. Постель и Т. Б. Фраерман. Подготовка была отличной. И молодой человек без проблем поступил затем в Академию архитектуры и строительства в Киеве.
И, конечно, работа. Вначале - архитектор в «Черноморпроекте», по его разработкам построены порты в Ейске и Жданове, затем - возвращение в строительный институт, где прошел путь от ассистента кафедры до академика.
Странным образом судьбы отца, деда, прадеда соединил сын Игоря Михайловича - Михаил Игоревич. Он стал архитектором, художником и работником Одесской киностудии, художником-постановщиком многих фильмов, самый знаменитый из которых, наверное, «Место встречи изменить нельзя» - лента Станислава Говорухина с незабвенным Владимиром Высоцким. Причём в квартире Безчастновых снимались целые сцены этого фильма. Однако, хоть у Миши и была высшая награда за коротко метражные фильмы, сейчас он вернулся к дизайну. Внук Игоря Михайловича, Андрей, учился в Одесском инженерно-строительном, на архитектурном, ныне - лауреат нескольких премий за проектирование жилья. И сын Алеша, теперь живущий в Нью-Йорке, тоже окончил архитектурный.
В одном из своих интервью потомок одесских градостроителей сказал: «Я знаю, что этот камень сюда положил мой прапрадед. Сам. Своими руками. Если бы не мы - все, из рода в род, этот город был бы другим или его вовсе не было бы. Какая же это ответственность - знать, что это твой город. Твой лично». Дома, построенные Безчастновым - это все было так недавно. Всего лишь во времена наших дедов и прадедов. Вот здесь, в нашей Одессе...