Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 


Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРНЕЦКИЙ

СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРНЕЦКИЙ

Не так давно мне в руки попал компакт-диск «Избранные военные марши Семёна Чернецкого» в исполнении Оркестра Штаба Ленинградского военного округа.

При прослушивании всплывали в памяти кадры старых советских фильмов, где так часто звучали марши этого выдающегося русского дирижёра и композитора. Да что фильмы! Редкий военный парад на Красной площади, да и не только в Москве, пройдёт без исполнения какого-либо из маршей С.А. Чернецкого. К великому огорчению, обратившись к Большой Советской Энциклопедии, я обнаружил в ней только вот эту небольшую справку о нём:

Чернецкий Семён Александрович (1881, Одесса - 1950, Москва), военный дирижёр, композитор, педагог, генерал-майор (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Ученик Н.Н. Черепнина, А.К. Глазунова. В 1900-17 капельмейстер Русской армии, в 1924-49 инспектор военных оркестров Красной Армии и ВМФ. Организатор и руководитель сводного («тысячетрубного») оркестра Московского гарнизона (1926 - 1946), Отдельного показательного оркестра Министерства обороны (1935-49), ряда оркестров военных академий. Один из организаторов военно-капельмейстерских классов (1923) и военно-дирижёрского факультета при Московской консерватории (1935; с 1946 профессор), школы военно-музыкантских воспитанников в Москве. Автор свыше 100 военных маршей, в том числе «Парад» (1946), «Марш танкистов» (1944), «Салют Москвы» (1945), патриотических песен и др. Государственная премия СССР (1946). Жил на Садовой-Кудринской улице, 30/32. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

А в столь посещаемом всеми Интернете и того меньше... Как-то раз, идя по улице, я увидел военный оркестр. Обратившись к его руководителю, узнал о существовании военно-дирижёрского факультета при Московской Консерватории. Долго я не мог выбрать время и вот наконец, собравшись с духом, я договорился о встрече с руководителем факультета полковником Грязновым, любезно предоставившим мне право воспользоваться служебной библиотекой.

В год 60-летия Великой Победы настала пора рассказать о том человеке, который внес в её достижение огромной силы моральный дух.

Автор около 200 маршей, дирижер и преподаватель, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, генерал-майор Семён Александрович Чернецкий родился 12(24) октября 1881 года в г. Одессе, в семье бедного музыканта-скрипача. Первоначальное музыкальное образование получил дома под руководством матери-пианистки. Затем поступил в Одесское музыкальное училище по классу тромбона и фортепиано. Из-за тяжёлого материального положения семьи учёбу пришлось совмещать с аккомпаниаторской работой по найму.

В 19 лет Семён едет в Кишинёв к старшему брату - военному капельмейстеру оркестра Драгунского полка, где и решает посвятить себя военной музыке. Сначала он пробует силы в качестве помощника капельмейстера, а затем в 1903 году возглавляет оркестр артиллерийской бригады. Следующие десять лет Чернецкий работает военным капельмейстером в Одессе. С 1911 по 1917 гг. Чернецкий учится в Петербургской консерватории у профессоров А.К. Глазунова (оркестровый класс), Н.Н. Черепнина (дирижирование), М.О. Штейнберга (инструментовка), Я. Витола (композиция).

На формирование Чернецкого существенное влияние оказало его общение с крупнейшими русскими музыкантами первой половины XX века. Дарование Чернецкого отмечал Глазунов, предвидевший в нём большое будущее. Он писал: «Семён Александрович Чернецкий - отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».

Предвидение Глазунова полностью оправдалось.

После революции 1917 года Чернецкий добровольцем пошёл в Красную Армию и в 1918 году стал во главе секции военных оркестров при Петроградском окружном комиссариате по военным делам, а также был инспектором военных оркестров Петроградского военного округа. В 1924 году Чернецкий назначается на должность Инспектора военных оркестров РККА.

В 1925 году ему довелось формировать сводный военный оркестр Московского гарнизона, а в 1935 году - Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны СССР. Оказывал он помощь и в формировании образцовых оркестров ряда академий и штабов военных округов.

В последующие годы, являясь инспектором военных оркестров Советской Армии, проявил незаурядные организаторские и творческие способности. Чернецкий сыграл большую роль в подготовке квалифицированных кадров военных музыкантов и военных дирижёров, плодотворно работал в качестве дирижёра большого симфонического оркестра при ЦДКА, Отдельного показательного оркестра МО СССР и руководил сводным военным оркестром Московского гарнизона в течение 25 лет. За успешную концертно-исполнительскую деятельность Чернецкому в 1946 году была присуждена Государственная премия.

Велики заслуги С.А. Чернецкого в создании служебно-строевого репертуара для военных оркестров Советской Армии. В этой области он явился одним из создателей советского военного марша. Будучи видным мастером трактовки строевого марша, Чернецкий заложил методические основы исполнения строевого репертуара.

Творческая индивидуальность Чернецкого ярко проявилась в его композиторской деятельности. Основываясь на русской военной музыке, русских народных песнях, Чернецкий сумел создать новые произведения, которые не только не вступили в идейный конфликт со старым, дореволюционным военным репертуаром, но и, в свою очередь, стали теми бесценными жемчужинами, которыми по праву будет гордиться русская военная музыка.

По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров.

Помимо школ военно-музыкантских воспитанников Чернецкий создаёт военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, при Военной академии имени М.В. Фрунзе и, в завершение, Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Особенно успешным и плодотворным в творчестве великого русского военного музыканта стал период Великой Отечественной войны. Вдохновлённый подвигами Советской Армии, Чернецкий написал за годы войны свыше сорока маршей и около тридцати патриотических песен. В свою очередь, эти марши и песни помогали советским воинам одерживать убедительные победы над врагом.

Будучи военным дирижёром, Чернецкий находил время и для педагогической деятельности, в течение четверти века ведя класс дирижирования и служебно-строевого репертуара сначала в военно-капельмейстерских классах, а затем на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории.

Доводилось Чернецкому и лично встречаться со Сталиным. Причем проявил себя Семён Александрович достаточно смело. Вот как об этом рассказывает в своем очерке о Чернецком один из преподавателей военно-дирижёрского факультета Цицанкин:

«...Дело о том, что по давней традиции главный военный дирижер должен был дирижировать сводным военным оркестром, стоя к нему спиной, что заметно снижало уровень слаженности сводного оркестрового полка: крайние батальоны «тысячетрубного оркестра» плохо видели со спины знаки военного дирижера.

И вот на очередном военном параде на Красной площади во время прохождения войск перед Мавзолеем, на трибуне которого присутствовали высшие руководители, Чернецкий неожиданно повернулся спиной к трибуне, продолжая дирижировать оркестром.

После парада Чернецкого вызвали на трибуну,

- Товарищ Чернецкий,- с некоторой долей разочарования постукивал по краю трибуны Мавзолея своей неизменной трубкой Сталин. Все знали, что эта означало крайнюю степень недовольства. - Почему вы можете позволять себе такие вот вольности в нашем присутствии?!

Все вокруг замерли. Мало того, что шел тогда 1937 год, так к тому же Чернецкий был в то время под пристальным «оком» ОГПУ в связи с эмиграцией его дочери, вышедшей замуж за иностранного подданного. Назревал грандиозный скандал.

- Товарищ Сталин! Я очень уважаю вас, наше правительство. Но и никакого морального права не имею дирижировать вами, стоя к вам лицом. Я должен дирижировать военными музыкантами,- чётко, по-военному доложил Чернецкий.

- Хорошо, пусть так и будет, - ответил Сталин, - надеюсь, товарищ Ворошилов, товарищ Берия и все присутствующие здесь не будут против. Таким образом конфликтная ситуация была улажена, и на последующих парадах Чернецкий дирижировал, стоя спиной к трибуне».

Одним из первых среди авторов советской военно-духовой музыки Чернецкий обратился к фольклору народов СССР, используя в своих маршах песни различных народов СССР, а также массовые песни известных советских композиторов. Так родились его известнейшие марши: «Казачий марш», «Славянский марш», «Грузинский марш», «Украинский марш». К примеру, в марше гвардейцев-миномётчиков ярко звучит тема песни «Выходила на берег Катюша», марш «Салют Москвы» начинается малиновым колокольным звоном песни «Широка страна моя родная», в марше 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени генерала Панфилова слушатель узнает тему народной песни «Из-за острова на стрежень».

Одним из лучших сочинений Чернецкого является марш «Парад», написанный в 1940 году. Он написан на собственные темы. А вот парадный марш «Слава Родине» написан с использованием музыкальной темы знаменитой арии «Славься, славься, наш Русский Царь» из оперы «Жизнь за Царя» М.И. Глинки. Напомню, что именно в годы войны и были введены погоны и офицерские кители «царского покроя» в армии.

В 1946 году внезапная болезнь (паралич) надолго приковала Чернецкого к постели. Тем не менее он нашёл в себе силы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий.

С.А. Чернецкий умер 13 апреля 1950 года в Москве. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище с большими почестями.

В память о Семёне Александровиче Чернецком будут звучать его произведения, навечно вошедшие в сокровищницу русской военной музыки.

0

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31