Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 


Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Моя Дианочка после окончания Junior High, выпускной вечер

Автор: одесситка
Дата снимка: 25.06.2004
Комментарии

Фельцман Оскар Борисович

18 февраля 1921 года в Одессе родился Оскар Борисович Фельцман - известный эстрадный композитор, автор полюбившихся всем песен, ставших классикой лёгкого музыкального жанра. «Черное море мое», «Огромное небо», «Баллада о красках», «Какие старые слова...», «Венок Дуная», «Возвращение романса», «Ходит песенка по кругу», «На тебе сошёлся клином белый свет», «Ничего не вижу», «Фронтовики, наденьте ордена»... Эти и многие другие популярные песни пела вся страна. В разные годы они украшали репертуар Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи и Валентины Толкуновой, Льва Лещенко и Софии Ротару. А написал их наш земляк Оскар Фельцман. В популярном рейтинге «Одессит года-2001» Оскар Борисович стал победителем номинации «Легенда Одессы».

Отец Оскара Фельцмана был известным в Одессе хирургом, специалистом по костному туберкулезу и пользовался репутацией одного из лучших ортопедов города. Помимо основного занятия, он профессионально играл на фортепиано. Получив в молодости хорошее музыкальное образование, Борис Осипович до последних дней своей жизни исполнял произведения великих композиторов. С самого раннего детства музыка увлекла и маленького Оскара, не пропускавшего с родителями ни один из концертов выступавших и гастролировавших в Одессе музыкантов, среди которых было немало вокалистов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, имевших мировую славу. Ведь даже в трудные 1920-1930-е годы концертная жизнь в Одессе била ключом.

Детство Фельцмана - это почти легенда. Одесса вообще щедра на рождение талантливых людей. Превращение Оси-скрипача c Малой Арнаутской, 46, где прямо во дворе стояла синагога, в Осю-пианиста состоялось в знаменитой музыкальной школе Столярского. Именно туда в 5 лет родители отвели Оскара. Это считалось почти обязательным: каждый одесский мальчик должен был показаться знаменитому педагогу. После двух недель занятий на скрипке Оскар заявил: «Не хочу играть стоя, хочу сидя». Пётр Столярский сказал: «Посадите мальчика за рояль. Пусть сидит».

Оскар Борисович и сейчас убежден в том, что композитор должен быть пианистом; в детстве он почувствовал это интуитивно. Игре на рояле он учился у выдающегося профессора - Берты Рейнбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие замечательные музыканты. Играл на рояле Оскар неплохо, но родившееся в нем стремление сочинять свою музыку не давало мальчику покоя. Свою первую фортепианную пьесу, написанную в шесть лет, он назвал «Осень». В дальнейшем очень быстро овладел музыкальной грамотой и начал писать клавиры. Однажды он сказал отцу, что для того, чтобы писать ноты, ему нужна доска. Отец заказал доску краснодеревщику Шлегелю, и тот сделал доску - просто шедевр столярного искусства. Все дальнейшее творчество композитора оказалось навсегда связанным с этой доской. Она и сегодня стоит на его рояле, в центре на пюпитре для нот. Доска стала «соучастницей» всей его музыки, следуя за ним повсюду.

Когда шла война в Испании, в Одессу приходили пароходы, привозя испанские апельсины, финики, всякие южные фрукты, город был заполонен испанскими моряками. Тогда вся страна переживала за Испанию и юного Оскара тоже волновала эта героическая история. Тогда он и написал сюиту «Испанский карнавал». В этот же год Фельцман вместе с учениками школы Столярского поехал в Киев на концерт, где исполнил свой «Карнавал». На следующее утро в «Правде Украины» появилась статья, в которой говорилось, что «зараза формализма коснулась и ребенка» и что «Испанский карнавал» - чисто формалистическое произведение». На следующий день мальчика, не знавшего даже, что означает это слово, отправили обратно в Одессу и больше в концертах школы он не участвовал.

Одним из первых наставников начинающего композитора стал сам Д.Шостакович, который часто приезжал в Одессу на отдых. Все свои произведения Оскар показывал ему и Дмитрий Дмитриевич напророчил юноше большое будущее. Однако посоветовал поступать не к нему в Ленинградскую консерваторию, а сразу в Москву, чтобы иметь больше возможностей реализовать свои способности.

В 1939 году О. Фельцман окончил школу Столярского с занесением на Золотую доску почета и отправился в Москву. Он поступил в консерваторию в класс В.Я. Шебалина. Ему предлагали учиться сразу на двух факультетах - композиторском и фортепианном. Но Оскар Борисович к тому времени уже твёрдо знал, что его призвание - сочинять музыку. На вступительном экзамене на композиторском факультете блестяще приняли его «Сонатину» для фортепиано. На втором курсе ему предоставили Сталинскую стипендию - 500 рублей (концертные туфли на Арбате стоили тогда 60 рублей). За два московских года были взлеты, были и сомнения. Была премьера виолончельной сонаты в Малом зале консерватории. Играл выдающийся музыкант и педагог профессор Козолупов, партию рояля исполнял сам автор.

С началом войны Фельцман эвакуировался в Новосибирск. В этом городе в 20 лет он стал ответственным секретарем Сибирского союза композиторов. На заседания союза приходили выдающиеся композиторы Г.Свиридов и В.Щербачев, в Союз композиторов СССР здесь принимали Кирилла Молчанова, которому на втором рояле Фельцман помогал в показе его фортепианного концерта. Там же были Мравинский, оркестр Ленинградской филармонии, джаз Утесова. Тогда же молодой Оскар ощутил, что вся его последующая жизнь будет связана с опереттой, песней, легким жанром. Он почувствовал неведомые ранее творческие просторы, музыкальные и драматические устремления, а главное - не туманную, а ясную цель.

Вскоре Московский театр оперетты сделал композитору срочный заказ - написать оперетту по пьесе В. Катаева «Синий платочек». Он написал музыку за две недели, работая дни и ночи. Развязка наступила в стиле «социалистического реализма» - в газете «Правда» пьеса Катаева была разгромлена, а музыка Фельцмана оказалась «бесхозной». Однако знакомство с Московским театром оперетты сыграло важную роль в творческом поиске композитора и существенно повлияло на трудный выбор в пользу «легкого жанра».

В 1941 году в Новосибирске Фельцман женился на студентке дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Жене Кайдановской, сибирячке, с которой прожил около шестидесяти лет. В Москву они с женой возвратились в 1945 году, временно поселившись у родственников. Жизнь круто поставила вопрос: либо забыть так называемый легкий жанр и писать серьезную академическую музыку, соревнуясь с другими студентами консерватории, либо стать на путь самосовершенствования и больше не расставаться с легким жанром. Он пошел по второму пути и никогда в жизни об этом решении не пожалел. Три послевоенных года оказались для него нелегкими. Однажды, преодолев сомнения, Фельцман пришел в Союз композиторов и, сыграв серьезные сочинения, был безоговорочно принят в композиторскую организацию. Вскоре на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии, и среди них «Чужая ночь», ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. К нему постепенно приходят известность и признание. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок». В 1952 году состоялись две премьеры: в Театре оперетты - «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко - «Шумит Средиземное море». Кроме оперетт, он начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей. Эта работа знакомила его с режиссерами, поэтами, драматургами.

До 1960 годов Фельцман никогда не интересовался песней, она просто не привлекала его внимания. Однако, когда в 1962 году друзья предложили ему слова песни «Теплоход», он тут же написал для них музыку. Всем знакомым музыка понравилась. Решили, что песню должен исполнять Утесов. Фельцман сам пошел к Леониду Осиповичу и познакомил его с этой песней. Знаменитый артист согласился выступить с ней, очень точно предсказав ей счастливое будущее: «Через две недели услышите ее в исполнении нашего джаза по всем радиостанциям». Так оно и произошло. Композитор был окрылен этим. Он вошел в новый музыкальный мир и, как показало время, навсегда. Вскоре для одной из ежегодных эстрадных программ сада «Эрмитаж» была написана танцевальная песня, ноты которой Фельцман передал известной певице Гелене Великановой, и через две недели вся Москва, а за ней и вся страна напевали ставшие впоследствии знаменитыми «Ландыши, ландыши...». И тут жизнь преподнесла неприятный сюрприз. Для очередного доклада в ЦК партийным функционерам потребовались примеры пошлости в искусстве или так называемые «образцы нарушения норм социалистической чистоты и мудрости». Выбор пал на Фельцмана. Композитора ругали за «Ландыши» не месяцы, даже не годы - без малого четверть века! А песню любили и пели, любят и поют до сих пор, и не только на её родине, но и во многих странах мира. В Чехии - это «Конвалинки», в Германии - «Карл-Маркс-штадт», а есть ещё варианты на английском, японском, иврите... Правда, ещё до «Ландышей» была написана песня «Я верю, друзья...», которую взял с собой в полёт Юрий Гагарин и которая сама собой стала гимном космических свершений.

Так получилось, что первые шаги на эстраде композитор делал очень быстро. Особенно он благодарен мастерам эстрады старшего поколения, которые почувствовали его перспективность: знаменитые конферансье М. Гаркави и А. Алексеев, выпуская Фельцмана на сцену, создавали в зале такую доброжелательную атмосферу, что, выходя к публике, он чувствовал заинтересованное к себе отношение. Это было счастливое время для композитора, особенно когда он писал музыку к кинофильму «Матрос с «Кометы». Другие песни того периода - «Идет влюбленный человек», «Поезда» тоже стали популярными, но «Черное море» вошло в число песен, которые можно написать только раз в жизни. Кстати, он всегда писал быстро, не терзался муками творчества, даже не знал, что это такое, но никому ничего не говорил, стеснялся признаться.

С 1952 по 1972 год Оскар Фельцман не писал оперетт, но в 1973 году ему предложили написать музыку к известной классической комедии Томаса Брандона «Тетка Чарлея». После 20-летнего перерыва композитор жадно принялся за работу. Стихи написал Роберт Рождественский. Это была их первая совместная работа в оперетте. А несколько лет спустя по пьесе одесских авторов они вместе создали музыкальную комедию «Старые дома», которая обошла сцены почти всех наших театров, шла за рубежом. «Тетушка Чарлея» из Бразилии, где много диких обезьян, стала шлягером на многие сезоны. С этим спектаклем начался второй период работы Фельцмана в оперетте. Во многих театрах тогда шли сразу три его оперетты: «Тетушка», «Дома» и «Пусть гитара играет».

Большая творческая дружба связывала Оскара Фельцмана и замечательного поэта Евгения Долматовского. Песни «Венок Дуная», «Помнят люди» - плод их совместной работы. С огромной признательностью Фельцман вспоминает о Роберте Рождественском, человеке, во многом определившем его судьбу. Они написали песни и баллады к спектаклю «Молодая гвардия», цикл баллад под общим названием «Баллады о бессмертии», за которые неоднократно получали высшие награды на всесоюзных и международных конкурсах, лирические песни, например «Старые слова» (из кинофильма «Это сильнее меня»).

Очень дорог композитору песенный цикл на стихи Расула Гамзатова «С любовью к женщине» в неповторимом исполнении Муслима Магомаева. Песня «Любовь» стала в 1974 году лауреатом конкурса «Песня года». Исполнял ее Сергей Захаров. В 1980 году И. Кобзон спел цикл песен на стихи Р. Гамзатова «Дай мне руку, друг». Песня «Любимая» из этого цикла зажила своей самостоятельной жизнью. После того, как песни Фельцмана прозвучали в первом авторском изложении, многие певцы стали исполнять их по-своему. Одно такое исполнение по силе художественного воплощения можно причислить к премьере - рождению песни. Это исполнение песен композитора «Есть глаза у цветов» и «Колыбельная» на стихи Р. Гамзатова ансамблем Стаса Намина. По словам Фельцмана, такими новыми прочтениями своих произведений музыканты могут и должны гордиться.

В середине 1980 годов композитору пришла в голову идея - организовать для своих авторских концертов инструментальный ансамбль. Таким музыкальным коллективом стали «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой. Выступали в течение двух лет. Все это происходило после злополучного инфаркта композитора, постепенно он почувствовал, что кочевую концертную жизнь переносит с трудом, и передал ансамбль композитору Давиду Тухманову. Однако продолжил работу над новыми произведениями.

В мае 1995 года Оскар Борисович оказался в городе Ноябрьске на праздновании юбилея Победы. Было много встреч, концертов, на которых сотни людей подпевали исполнению песен композитора. Вернувшись в Москву, он хотел продолжить дела, которые не завершил до отъезда, но в голову приходили совсем другие мысли, сюжеты, подсказанные далеким городом у Полярного круга. Так появились пять песен об этом городе, а одна из них - «Домой, домой» - стала его гимном. С Ноябрьском связано и появление балета «Булочка». Это сочинение было подсказано жизнью северного города, его культурным развитием. Работа над балетом была связана с предстоящим открытием хореографического училища. Премьера, осуществленная силами учащихся и педагогов этого учебного заведения, прошла с большим успехом. Запись музыки была осуществлена в Москве оркестром Большого театра, в мастерских которого сделали и декорации для этого спектакля.

На этом хореографическая тема в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась. В 2000 году для «Русского балета» Вячеслава Гордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы Проспера Мериме «Венера Ильская».

О. Фельцман - народный артист России, кавалер орденов Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Александра Невского 1-ой степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей. Больших творческих успехов добился и сын композитора - Владимир, выпускник Московской консерватории, ставший одним из самых заметных музыкантов современности - пианистом, дирижёром, композитором. Он живет в США, является пожизненным профессором Нью-Йоркского университета, играет и дирижирует лучшими оркестрами мира, входя в пятёрку лучших исполнителей классической музыки.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31