Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 


Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Бернардацци Александр Александрович

Как Вы думаете, благодаря чему наша любимая Одесса так прекрасна и уникальна? Конечно благодаря улочкам и великолепной архитектуре. Одним из зодчих, который вложил всю душу и помог создать этот неповторимый образ, был Александр Бернардацци. Его вклад невозможно переоценить - в центре Одессы почти на каждом шагу, мы сталкиваемся с его творениями.

Александр Бернардацци был потомственным архитектором - художником. Его семья была родом из Памбио под Лугано на границе с Италией, сама местность относится к Тессинскому кантону Швейцарии. Братья Бернардацци, одним из которых был отец Александра, приехали в Россию еще в начале XIX века, поняв, что несмотря на высокий заработок в Швейцарии, им некуда расти, негде развернуться. Еще в 1816 году, в Россию выехал их старший брат - Винченцо. Его труд оценил царь Александр I и Винченцо пригласил младших братьев. С Джузеппе и Джованни им довелось строить Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге по проекту А.Монферрана. Через какое-то время, между Монферраном и Бернардацци происходит конфликт, в результате которого старший брат Винченцо вернулся в Швейцарию, а младшие братья отправились а Кавказ по приглашению генерала А.Ермолова. По приказу царя, для благоустройства Минеральных вод ищут мастеров. Бернардацци отлично подходят на эту роль и поехали  в Горячеводск, так в то время назывался современный Пятигорск, где создаются генеральные планы новых городов на Кавказе - Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск. Именно на Кавказе и встретил Джузеппе - отец Александра, свою будущую жену и мать своих детей. Мать была немкой, ее отец - Фридрих Отто Конради, был известным тамошним врачом.

Александр Бернардацци  родился в 1831 году. Он был вторым ребенком, старше него было сестра Аделаида. У мальчика очень рано стал проявляться художественный талант и обостренное чувство гармонии окружающего мира. В возрасте 12 лет Саша покидает родной дом, уехав город Санкт - Петербург, на обучении в строительное училище. Закончив его с отличием и получив звание архитекторского помощника, в 1850 году он по направлению приезжает в Кишинев. Уже в 1856 году его Александра назначают на должность городского архитектора, на которой он проработает 22 года. С приходом великого зодчего, Кишинев сильно изменился: величественные здания - городской думы, окружного суда, Греческой церкви - находились на убогих, немощеных улочках, без зелени в цвету и не освещенных ночью. В городе  не было тротуаров, не говоря уже о мостовых. Пешеходы зимой вязли в грязи, летом - в песке. Скудная растительность. Конечно,  сейчас трудно себе представить ухабистую поверхность этих улиц с торчащими булыжниками известняка и обломками битого красного кирпича. Осенью из промокшего от ливней грунта вперемешку со щебнем образовывалась непролазная грязь, а жильцы ближайших домов добавляли в нее золу от печей и кухонных плит. Пешеходы и каруцы доводили дело до логического конца.

Творческая натура великого зодчего восстает против неряшливого вида города и он решает его перестроить. По его проектам в городе было построено более 30 зданий и сооружений, в которых  использовались приемы и детали итальянского, византийского и русского зодчества. Здания Бернардацци украшают Кишинев как архитектурные жемчужины позапрошлого века, они взяты под государственную охрану и почти все реставрированы. Все проекты Бернардацци, отличаются изяществом, богатым декором, хотя и некоторой эклектичностью, свойственной архитектурной манере того времени.

В 1878 году жизнь Александра сильно меняется - он переезжает из  Кишинева в Одессу, где проживает вторую половину жизни еще более богатую и значимую на творения.

Это время было нелегким для зодчего - в Кишиневе у него умерла жена, Кристина Францевна, оставив троих детей и он женится во второй раз, на Юлии Булацел из молдавского старинного княжеского рода. Два сына - Александр от первого брака и Евгений от второго - тоже стали архитекторами, продолжив династию Бернардацци. Евгений и в молдавской столице потрудился: он - один из авторов постамента Штефану чел Маре.

Александр Бернардацци начинает свою работу в Одессе архитектором при Новороссийском университете. Его мастерство и талант не остается незамеченным и к середине 1880-х гг. и он становится одним из самых востребованных и уважаемых исполнителей как частных, так и городских заказов.

Несомненно, Бернардацци, был одним из тех архитекторов, которые осознанно преобразовывали и застраивали Одессу. Именно такие люди первыми увидели и смогли оценить красоту естественного камня, теплого, солнечного ракушечника. Именно такой камень использовали флорентийцы и венецианцы для строительства великолепных зданий в отличие от серого камня северных стран. Александр полон идей, но в силу обстоятельств, он вынужден выполнять черновую работу по замощению улиц, решению инженерных и санитарных задач, строительству водопровода, борьбе с пожарами. И здесь Бернардацци проявляет свое трудолюбие, энергию и добросовестность в этой далекой от романтики работе, делая то, без чего город не может жить.

Новая товарная биржа на Полицейской 15, построенная в 1899 году по проекту Александра Бернардацци, не только украсила улицу, но и принесла Одессе славу коммерческого центра Новороссийского края. Стены биржи по сей день помнят те многочисленные сделки, которые в первой половине 20 века заключались здесь предприимчивыми жителями приморских городов, а над парадным входом и сегодня можно различить беспощадно замазанные краской медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний, которые символизировали престиж Новой биржи в начале прошлого столетия. Здесь все дышит спокойным великолепием, мастерством исполнения каждой детали. Приемы полихромной кладки фасадных стен, витые беломраморные колонки, витражи, обилие дорогих пород древесины в интерьере напоминают одну из жемчужин средневекового зодчества Венеции - Дворец Дожей.  В 1900 году, в нише огромной входной лоджии, в день 50-летия архитектурной деятельности великого зодчего, благодарными одесситами был установлен бюст «самого титулованного» в истории города и известного далеко за его пределами архитектора - Александра Бернардацци.

Еще до революции, в Одессе жила легенда о том, что Александр Осипович долго ломал голову над акустикой зала для торгов, и, в конце концов, смог достичь великолепного эффекта «глухоты» ближнего своего. Учитывая общую отличную звуковую проводимость, коммерсанты, совершавшие сделки, не могли слышать то, что обсуждают соседи. Эта отличительная особенность здания, которое сейчас называется «Одесская областная филармония», и сегодня ограждает уши одесских меломанов от шелеста конфетных оберток и хруста чипсов в старом «храме торговли». Новая, послевоенная, история архитектурной достопримечательности улицы Бунина не менее красочна и богата на громкие имена. До сих пор выступать в стенах Одесской филармонии почитают за честь мастера мировой величины.

Одесские улицы выделяются яркой, выразительной, запоминающейся застройкой. Во второй половине позапрошлого века, архитектор А. Шашин строит в начале улицы Петра Великого новое величественное и монументальное здание Ришельевского лицея. В наше время это главный корпус Одесского государственного университета им. Мечникова, а на улице Пушкинской в ту же пору - начало пятидесятых годов - строится по проекту Оттона роскошный дворец Абазы (в нём сейчас музей западного и восточного искусства).

В Одессе довелось поработать многим талантливым зодчим, но  Александр Бернардацци лучший среди равных.  По его проектам созданы многие  замечательные сооружения. Например - гостиница «Красная» (бывший «Бристоль») на Пушкинской - постройка 1899 года. На месте бывшего громадного хлебного магазина Бернардацци возводит на пересечении двух улиц пятиэтажный дом, решая и сложную инженерную задачу: ведь одна из улиц идёт резко под уклон. Казалось талантливый мастер учел все тонкости - и конструкцию, и отделку интерьеров, и оригинальный вход, где из роскошного вестибюля попадаешь на широкую мраморную лестницу с покрытой позолотой решёткой.

По-другому выглядит дом на улице Мечникова 51, который построил Бернардацци. Решенный в псевдорусском стиле, стилизованный под терем. Здесь обращает на себя внимание типичная для одесских зодчих манера обработки наружных стен. Фасады не оштукатурены - из тёсанного ракушечника.

Наверно можно сказать, что большое количество талантливых архитекторов, трудящихся в это время в Одессе, создавало серьезную конкуренцию и это соперничество давало им возможность учиться и обогащать друг у друга.

Например, пока Бернардацци строил свой «Бристоль», в это же время на Приморском бульваре Ю. Дмитренко сооружал «Лондонскую» гостиницу. У обоих зодчих была сложная задача - архитектурный облик бульвара к той поре уже сложился и надо было тактично увязать с имеющимися постройками новое здание. Дмитренко блестяще с этим справился, обогатив Одессу ещё одним архитектурным шедевром. Решённая в лучших образцах итальянского Возрождения, гостиница не входит в противоречие и с находящимися поодаль домами классического стиля.

В период с1879 по 1883гг. Бернардацци строит железнодорожный вокзал "Одесса-Главная" (который будет разрушен фашистами в 1944 г.).  Здесь впервые для общественных зданий зодчий применил экономичную и выразительную неоштукатуренную кладку из кирпича и ракушечника в качестве декоративного убранства фасадов. Наиболее плодотворными в творчестве мастера стали 1890-е годы.

У Александра Бернардацци было огромное количество проектов жилых доходных зданий и особняков, отличающихся филигранной проработкой объемов. Например такие дома на улицах: Пастера, 34; Гоголя, 23; табачный магазин по ул. Дерибасовской, 31. В 1879 году, занял пост городского архитектора. К 100-летию Одессы, ему, возглавившему работу архитектурного отдела Технического Общества, поручают проектирование и строительство целого ряда общественных зданий, такие как клиники медицинского института по ул. Пастера, 7, больницу по ул. Белинского, 9.  Очень изысканны детали фасадов и интерьеры реформатской церкви (Театра кукол) по ул. Пастера, 62.  К концу жизни мастер осваивает и осмысляет новые архитектурные течения. Гладкие поверхности приходят на смену насыщенному декору - фасады домов по ул. Баранова 18 (1902) и Ярославского 18 (1903).  Бернардацци очень любил свою работу и всегда охотно брался и за строительство функциональных зданий, трассирование и мощение улиц, проектирование  и строительство городского водопровода.  Он принимал участие в строительстве Военных пристаней на р.Дунай (близ г.Рени), работе по возвышению брустверов в Бендерской крепости; строил мосты через Днестр и Дунай.

Александр Бернардацци во многом способствовал  созданию  образа старой Одессы. Умер А.О.Бернардацци 14 августа 1907 года. К сожалению, не сохранился и его фамильный склеп на лютеранском кладбище в Кишинёве, где он был похоронен, как, впрочем, и само кладбище - на том месте теперь кинотеатр «Гаудеамус».  

Исследователи творчества архитектора Александра Бернардацци отмечали: «Даже непосвященный может проследить во всех работах Бернардацци единство стиля. При очень большой насыщенности формами, орнаментами ему удавалось выдерживать меру. Даже кажущееся излишество форм, против которых боролись так называемые функционалисты, носит творческий характер. Лишние формы и лишние детали прослеживаются только в том случае, когда они случайны и не гармонируют между собой, а в творчестве Бернардацци при всем богатстве и насыщенности фасада никогда не чувствуется лишнее. Вот что такое настоящая архитектура».

5
Рейтинг: 5 (3 голоса)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31