Шолом-Алейхем - литературный псевдоним
Соломона Рабиновича. Псевдоним этот - приветствие, переводится на русский язык
так: «Мир вам!», и выбор литературного имени не случаен. Повести и романы,
рассказы и новеллы, пьесы и критические статьи Шолом-Алейхема вошли с улыбкой в
дом каждого человека как слова привета и доброжелательства, уча людей смеяться
даже тогда, когда им хотелось плакать.

Соломон (Шолом)
Наумович (Нохумович) Рабинович, известный всем под псевдонимом
Шолом-Алейхем, был рожден 2 марта 1859 года в украинском городе Переяславле
(сейчас - Переяславль-Хмельницкий). После разорения, семья переезжает в
Воронково, где и проходит детство мальчика. Шолом писал на разных языках: на иврите,
русском, идише. Писателя по праву можно назвать основателем современной
еврейской литературы; для его творчества характерны тонкий лиризм, мягкий юмор,
точность психологических и бытовых деталей. В своих произведениях драматург
рассказывал о жизни евреев в России, описал яркие национальные типы - романы «Сендер Бланк
и его семейка», «Блуждающие звезды».
«Смеяться здорово. Врачи советуют смеяться» - эти слова были
девизом для Шолом-Алейхема. Действительно, юмор в творчестве писателя очень
необычный - удивительное сочетание комедии и трагедии.
Соломону было 13 лет, когда у
него умерла мать. После этого в доме появилась мачеха. Отношения были не очень
гладкими и, когда она бывала в ударе, ругань, слетавшая с ее языка, вертелась,
вилась и текла, как масло,- без остановки, на одном дыхании.
Один раз юный писатель решил создать дневник ругательств
мачехи, который назвал «Лексикон». Туда должны были входить в алфавитном
порядке все выражения, которые ему доводилось слышать от нее. Над созданием
этого словаря пришлось немало потрудиться и отец видимо это заметил. Как-то
вечером он подошел, заглянул через плечо, затем взял дневник и прочитал его
весь от первой до последней буквы; более того, он еще показал его мачехе. Реакция
была - прочитав «Лексикон» мачеха начала безудержно смеяться. «Она так
хохотала, так визжала, что казалось, с ней вот-вот случится удар...» Вместо
ожидаемых криков и ругани был смех! Это было спасением. И спасение даровал
смех. Как сказал один умный человек, «юмор - это дар Божий, которым Всевышний
может наградить, а может наказать его отсутствием». Шолом-Алейхем и сам умел
задорно смеяться и мог своим смехом заразить окружающих. Он оставил нам в
наследство любовь и смех - любовь к простому народу и смех перед лицом
несчастий. А это богатое наследство.
Отец
Соломона очень любил литературу и решил определить сына в Переяславское уездное
училище. Поступление в училище вызвало большие трудности, потому как было
необходимо знание русского языка и русской культуры. При поступлении Шолом так плохо
понимал по-русски, что это вызывало смех и учителей, и учеников. Юноша сам
привык над всеми смеяться, а то, что потешаются над ним было особенно
неприятно. Но Эля, сын писаря, ставший другом Соломона, помог ему. Они вместе
готовили уроки и дали друг другу слово
стать лучшими учениками в классе. Мальчики сдержали свое слово, переходя из
класса в класс первыми, они далеко опережали своих одноклассников.

Семья писателя была большая, одиннадцать братьев и сестёр.
Известностью мог похвастаться не только Соломон, но и брат Вевик и сестра Броха.
Вевик был первоклассным мастером-перчаточником, но очень гордился братом и
написал о нем книгу - «Мой брат
Шолом-Алейхем», которая вышла в 1939 году в Киев. Он жил в Бердичеве и однажды
изготовил женские перчатки из кожи такого качества, что они получили специальный
приз на выставке в Париже. Шолом-Алейхем был очень близок духовно со своей сестрой-
Брохой. Броха жила в городе Кременчуг. Ей очень нравилось петь, она любила и
собирала еврейские песни. Умерла она
рано, спустившись в погреб за соленьями, перекрытия погреба внезапно рухнули и
погребли ее под собой. После Брохи осталось пятеро детей.
Окончив Переяславское уездное
училище, Соломон поступил домашним учителем к богачу Лоеву (1877 год), а через
некоторое время, в 1983 году, женился на его дочери Ольге. В 1885 году, умирает
тесть Шолом-Алейхема и он становится опекуном богатого наследства. Решив
заняться коммерческой деятельностью, переезжает в Киев, но по своей неопытности
банкротится. После этого он побывал во Франции и Австро-Венгрии. В 1890 году
Шолом вместе с семьей поселяется в Одессе. Начинается сотрудничество с газетами
«Одесский листок» и «Одесские новости». В них были опубликованы русскоязычные «Стихотворения
в прозе» (1852 г.), «Типы малой биржи» (1893 г.) и некоторые другие
произведения. В 1892 году Шолом выпускал журнал «глас возвещающий», где был
единственным автором, так как платить гонорары было нечем. Там же в Одессе
Шолом-Алейхем издал брошюру на тему свирепствовавшей в России эпидемии холеры,
где позволил себе смело критиковать царские власти за недостаточные меры борьбы
с болезнью. Одесская культура, со своей прославленной его юмористической
составляющей, очень сильно повлияла на становление образа еврейского писателя. Всем
известно, что Одесса, еще с начала девятнадцатого века, слывет веселым городом,
но еврейский фольклор вначале достаточно настороженно относился к новому
городу. Было даже такое мнение, что «евреи в Одессе настолько безбожны, что за
семь верст от города пылает геенна огненная». Позже, правда, успехи одесских
евреев вдохновили их на более оптимистические шутки: «живет как бог в Одессе».

Именно талант Шолом-Алейхема создал особый одессо -
еврейский юмор, именно одесским страницам Шолом-Алейхема обязаны мы тем, что
чуть не на столетие одесский юмор и еврейский стали почти синонимами. Важно,
что до переезда в Одессу Шолом-Алейхем писал сентиментальные повести с
мелодраматическими сюжетами. Здесь, в Одессе, впервые блеснул драгоценными
гранями его смешливый гений. Первым образцом
одесской темы в еврейской юмористике стал роман «Менахем-мендл».
Произведения Шолом-Алейхема от первого лица. В монологах
осмысливается жизнь, изумляясь ее невзгодам и абсурдам, которые открываются в
этом осмыслении - и сама способность ТАК видеть и говорить рождает улыбку, тот
самый высокий элитарный юмор, о котором сказано: «горьким смехом моим
посмеются». В 1908 году общественность
города торжественно справила 25-летие литературного творчества Шолом-Алейхема;
очень много слов, полных тепла и уважения были
ему сказаны от писателей Льва Толстого, Антона Павловича Чехова, Владимира
Короленко.
Псевдоним писателя «Шолом-Алейхем» означает еврейское
приветствие, которое в переводе на русский язык звучит как «Мир вам». В творчестве
писателя всегда пульсирует жизнь, его образы ярки, впечатляют. Они отличаются
огромной силой обобщения, доходящей порой до символа: «Менахем-Мендл», «Семьдесят
пять тысяч», «Заколдованный портной» находятся на грани фантастики, а «Рассказы
для детей», «Тевье-молочник», «Великий переполох среди маленьких людей», «Песнь
песней» и многие страницы повести «С ярмарки» - это подлинная поэзия,
бьющая из чистейшего источника. Творчество драматурга начинается с 70-80-х
годов позапрошлого века и продолжается почти до середины 1916 года. Благодаря
ярким образам своих героев, писателю удалось показать смятение патриархального
местечка перед новыми, непонятными ему общественными явлениями, которые подчас
оборачивались для него новыми бедами.
Как правило, Шолом-Алейхем изображает своего героя как рассказчика,
который захлебывается в безудержном потоке слов, мучительно стараясь разъяснить
то, что в корне запутано. Становится понятно, что персонаж совсем не виноват в
том, что с ним произошло, он всего лишь жертва этой путаницы. Для «красного
словца» автор дарит герою перлы собственного остроумия.
Современными «проводниками прогрессивных идей» в литературе
стали журналисты и литературные критики, требующие от поэтов и писателей
занимать «гражданскую позицию», быть на стороне «социального прогресса». Неподчиняться идеологическому диктату могли только крупные
художники, но писатели второй шеренги, представители литературных нацменьшинств
были вынуждены считаться с ним. Шолом-Алейхем относился как раз ко вторым, ему
приходилось учитывать влияние времени, поэтому он искал поддержки у Горького,
который не торопился сближаться. В 1901 году, Горький формально пригласил
еврейского писателя к себе, даже не указав адреса. Несомненно Шолом-Алейхем
обиделся, но не отступился и в 1904 году, ему удалось познакомиться и с горьким
и с Леонидом Андреевым, и с Александром Куприным. Оценить писателя Горький смог
только в 1910 году, прочитав впервые напечатанного по-русски «Мальчика Мотла».
В одном из своих писем Соломону горький написал: «Получаю Ваши милые книги, с
душевным волнением читаю их...».
Бесспорно, одним из важнейших произведений Шолом-Алейхема
считается «Тевье - молочник». В каком-то смысле и роман «Тевье-молочник» - это
зеркало, в котором отражается тогдашняя еврейская реальность. В меньшей степени
роман отражает собственный жизненный опыт писателя, в большей - взгляды и
настроения, которые господствовали накануне революции в среде российской
интеллигенции. Евреям было очень тяжело в это время, но при этом, все запретное
становилось очень популярным и модным - Шолом-Алейхема начали ставить на прославленных
российских и украинских сценах, а роль Тевье стала одной из лучших в творческих
биографиях гениальных актёров Евгения Леонова и Богдана Ступки.

Россию, с ее необычайно красивыми местами писателю довелось
увидеть в 1908 году, он ездил по городам и читал свои произведения. Заболев в
этой поездке туберкулезом, ему пришлось ехать в Италию, для поправки здоровья.
В конце этого года был отпразднован 25-летний юбилей литературной деятельности
Шолом-Алейхема. Он становился все более известным, но материальная сторона дела
не менялась - он был беден. Имея большую семью, Соломон заключал кабальные
договоры с частными издателями на печатание своих произведений. Заработок с
книг был большим, но писателю не было обеспечено даже мало-мальски сносное
существование. Лишь в 1909 году юбилейному комитету удалось выкупить у частных
издателей произведения Шолом-Алейхема и передать их в собственность автора. В следующий
раз посетить Россию удалось только в 1914 году и везде его ждали с
распростертыми объятиями. Пред его талантом автора и чтеца многие преклонялись,
а многие поклонники даже сопровождали Шолом-Алейхема из города в город, чтобы
лишний раз насладиться его чтением, как это было в свое время с Чарльзом
Диккенсом.
В Америку Шолом-Алейхема забросила нелепое стечение
обстоятельств: на момент начала первой мировой войны писатель был на одном из
немецких курортов. Будучи русским подданным, он был выслан из Германии, но вернуться
в Россию уже не было возможности из-за военных действий. Известие о смерти сына
застало писателя именно в Америке и это еще больше усугубило чувство
одиночества в чужой стране. Все это вместе ускорило развитие болезни почек и
он умер вдали от родины 13 мая 1916
года, в возрасте пятидесяти семи. До самого своего конца он мечтал по окончании
войны с первым же пароходом вернуться домой. Он завещал, чтобы его прах
перевезли в любимый им Егупец и захоронили там. Он наказал: «Похороните меня
среди бедняков, чтобы памятник, который поставят на моей могиле, украсил бы
простые могилы вокруг меня, а их простые могилы украсили бы мой памятник».
Но исполнить его волю и похоронить его в Егупеце не удалось,
Шолом-Алейхема похоронили на бруклинском кладбище Маунт-Небо. Все остальные
условия его завещания выполнили. На могиле Шолом-Алейхема стоит простое
надгробие, от окружающих его отличает лишь эпитафия.

