Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Моя Дианочка после окончания Junior High, выпускной вечер

Автор: одесситка
Дата снимка: 25.06.2004
Комментарии

Олеша Юрий Карлович

Юрий Олеша родился 19 февраля 1899 года. Его отец - Карл Олеша - был обедневшим польским дворянином, который всю свою жизнь проиграл в карты. Мать Юры, была очень красива, часто ее сравнивали за характер и внешность с женой Лжедмитрия Мариной Мнишек- надменной польской католичкой, брюнеткой, мечтавшей стать русской царицей.

В 1902 году, Юра со своей семьей переезжает в Одессу. Потом в воспоминаниях он напишет: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Юра начал писать стихи еще учась в гимназии.Одним из первых было опубликовано стихотворение «Кларимонда» в газете «Южный вестник». В 1917-ом году, окончив гимназию, он поступил в университет, и в течение двух лет изучал юриспруденцию.

Вообще, так сложилось, что в начале прошлого века, в Одессе проживало огромное количество геиев: поэты, артисты, спортсмены и даже авиаторы! В юности Юра любил играть в футбол, который был в то время ещё в диковинку и вызывал ожесточённые споры: прилично ли это? Олеша считал, что если наступить на определенные плиты, находящиеся на одесских тротуарах, то это принесет счастье, поэтому старался обязательно на них наступить, а «несчастливые» обходил стороной. Одной из самых счастливых примет для юноши было пройти мимо фонарей, которые спустя годы он опишет в «Трёх толстяках». Кстати, фамилию Арнери носила дочь итальянца-фабриканта по имени Джульетта, чернокудрая красавица, в которую были влюблены все мальчишки, включая Юрия. 

Родной язык для Юры был польский. Олешам полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. В разговорах с друзьями Юрий Карлович часто и не без гонора упоминал, что он дворянин, шляхтич. Несмотря на то, что Олеша родился в городе Елисаветграде, он считал себя одесситом. Выходя из ворот дома на Карантинной и смотря на синий сияющий в конце ее круг моря, следовало идти в гимназию через весь город, по Греческой и Дерибасовской, быть может впечатленный, он часто повторял: «что мир делится на окончивших Ришельевскую гимназию и не окончивших ее». Мимо проплывали, поскрипывая боками, как корабли, листья платанов, а по воскресеньям нужно было посещать костел, где статуи ангелов отворачивались от входящих - последний, казалось, уткнулся в стенку и плачет. А цирк всегда приближался сквозь снег, если посчастливится - сквозь особый его сорт, филигранный. Улицы не были освещены, и те, кому нравилось бродить по городу лунными летними ночами, видели плющ на белой стене, кошачий силуэт, блеск на спине майского жука.

Одним из главных увлечений юноши была поэзия. Это и привело его в «Коллектив поэтов» - литобъединение, которое посещали многие будущие знаменитости: Лев Славин, Илья Ильф, Валентин Катаев, Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Семён Кирсанов, Зинаида Шишова...  Эдуард Багрицкий был безоговорочным предводителем молодых одесских поэтов. «Коллектив поэтов» помещался в большой, не очень опрятной квартире, которую бросили хозяева.

Еще одним местом, где любили собираться молодые таланты, было кафе «Меблированный остров», который часто называли в духе того времени - «Мебос». Один раз там разыграли пьесу Эдуарда Багрицкого «Харчевня», в которой участие приняли сами Багрицкий, Ильф и Лев Славин... Предприимчивый Катаев познакомился с Буниным и водил Олешу читать стихи перед «живым классиком». Слава пришла к Юрию Олеше достаточно рано. Печатаясь в местной прессе он стал первым одесским поэтом, любимцем публики. Особый успех он имел у девушек-гимназисток, но в Одессе ему уже становилось тесно. 

В одесском летнем театре собирались взъерошенные юноши и часами читали стихи. Именно там он встретил по словам самого писателя: «самое прекрасное что произошло с ним в жизни» - Серафима Суок. Она была младшей дочерью австрийского эмигранта. У нее также было две сестры - Лидия и Ольга. На момент первой встречи, Юре было двадцать, Симе - шестнадцать лет.  Скучно в Одессе не было никогда, но когда младшая, Сима, входила в свой «первый возраст» - девический, декорацией тому были две войны и две революции. Вспыхнула первая любовь, вскоре, влюбленные стали жить вместе. Олеша ласково называл Симу Дружочком. Через некоторое время, они расстались и Юра очень тяжело переживал это. Жизнь потеряла смысл, но уже через год  Олеша женился, ни на ком нибудь, а на средней из сестер Суок. Именно ей официально посвящена его знаменитая сказка «Три толстяка», но для всех знавших Симу Суок было очевидным: это она - циркачка Суок и кукла наследника Тутти. Это не было тайной и для Ольги. Сам Олеша говорил ей: «Вы две половинки моей души». За свою жизнь Юрий Олеша не сказал о Серафиме ни одного грубого слова и свою болезненную привязанность к предавшему его не раз Дружочку он пронес через всю жизнь.

Когда началась гражданская война, Юрий остался в Одессе и в 1919 году пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921-ом уехал в Харьков, где работал журналистом и печатался в периодической печати. Родители Олеши в 1922 году смогли эмигрировать в Польшу. Олеша с ними не поехал, а отправился в Москву. Он приехал в столицу в начале НЭПа. Жил в одной квартире с Ильей Ильфом. Юра Олеша устроился на работу в газету профсоюза железнодорожников «Гудок».Он был достаточно известен в московских компаниях как великолепный остряк, чьи слова передаются из уст в уста. Также он непревзойзодённым мастером метафоры, а когда встречал достойного соперника, восклицал: «Как жаль, что не я это выдумал!».

За всю жизнь Юрий Олеша написал два романа: «Зависть» и «Три толстяка». «Три толстяка» - стали одной из первых сказок нового мира. Она оказалась настолько хороша, что затмила другие созданные Олешей замечательные вещи - чуть изломанные и горьковатые, к тому же ее литературная судьба оказалась слишком уж счастливой, ведь та идея народного восстания против буржуев открыла сказке зеленую улицу, так она была актуальна тому времени. Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля.  Роман и пьеса переведены на 17 языков. По «Трем толстякам» были поставлены балет  и художественный фильм.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», который вызвал острую полемику в печати.  Если бы для советской литературной критики той поры существовали какие-либо камни преткновения, «Зависть» по праву стала бы этим камнем, но какой бы ни была в романах Олеши «постановка вопросов классовой борьбы», его проза оказалась ошеломительно виртуозна и вдохновенна. Николай Кавалеров - главный герой романа, был интеллигентом, мечтателем и поэтом. Проблема в том, что он стал своеобразным «лишним человеком» советской действительности. Писать роман было тяжело.  «Я болен, - сокрушался автор, - у меня болезнь фразы: она вдруг на третьем или четвертом звене провисает...  Писательство,  как бег строчек одна за другой, становится для меня недоступным». После завершения романа Олеша напишет  в своем дневнике: «Все опровергнуто, и все стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Юрий начал писать пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Он так ее не завершил, объяснив это в письме к своей жене : «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».

Больше Олеша не писал цельных художественных произведений. В послереволюционные годы были уничтожены многие друзья поэта - Мейерхольд, Стенич, Бабель, и другие, сам Олеша чудом избежал ареста. В 1936-ом наступует кризис для творчества поэта - на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, который сняли только в 1956-ом, после издания книги «Избранные сочинения» и были переизданы «Три толстяка». Все время, на протяжение жизни Юрий Карлович вел дневники и в 1950-е годы их тематика была очень разнообразна. В них Юра писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко,  о гастролях «Комеди Франсез» в Москве,  о собственной ушедшей молодости и т.д.

Юрию нравилась популярность и свою славу, он часто подкреплял пересказами замыслов, публикациями коротких рассказов и очерками, пьесами, сценариями. Любимым местом работы над рукописью, было кафе «Националь», где он сидел перед огромным, с видом на Кремль окном. Видесшие в то время мастера за работой рассказывали, что он был похож на Бетховена, короля Лира и даже на Чарли Чаплина.
Автор признавался, что писать романы с действующими лицами ему «было бы уныло», но при этом, у него накапливались записи под девизом: «Слова, слова, слова», или «Ни дня без строчки» из которых он хотел собрать книгу, но не успел, но и того, что Олеша успел написать, достаточно для того, чтобы имя его навсегда осталось в истории литературы. 

Писатель Эммануил Казакевич, большой друг поэта, писал: "Олеша - один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать того, чего он не хотел».   В 20-е и 30-е годы Юра предпочитал победным реляциям сатиру, и в знаменитом "Гудке" регулярно, почти ежедневно, появлялись его стихотворные фельетоны под псевдонимом "Зубило".  Его пьесу "Список благодеяний"  решил поставить в своем театре строгий и придирчивый Мейерхольд и  это говорит само за себя. Юрий Карлович написал воспоминания о современниках, этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценили по его сценариям были поставлены фильмы. Однажды ему довелось инсценировать роман Достоевского «Идиот» для Театра им. Вахтангова. После чего его опять стали узнавать на улицах, но... Все очень быстро закончилось. На историческом собрании писателей по поводу постановления ЦК об опере «Катерина Измайлова» Юрий Олеша вступился за Дмитрия Шостаковича, но не только не помог другу, но и навредил себе, так блестящая карьера закатилась скоро и неожиданно. Несмотря на то, что Олеша не был репрессирован, он просто перестал писать, хотя много говорил знакомым о своих замыслах

Были в жизни поэта и взлеты и падения. После войны, вернувшись из эвакуации, он потерял квартиру и ему пришлось жить у Эммануила Казакевича. Это еще больше повергло его в отчаяние.Молодые писатели видели "живого классика", к нему ходили читать стихи, а "классик" ходил небритый, в мятом пиджаке, много пил и, казалось, ничего не писал... 

Это была страшная для поэта пора  забвения, нищеты, затравленности, пора договоров, более похожих на подаяние, судебных повесток,  пора ресторанного завсегдатая,  называвшего себя князем «Националя»,  окруженного странными случайными субъектами, известного в Москве больше как человек из легенды... 

Был случай, когда один писатель, выпустивший множество книг, сказал Олеше: «Как же мало вы написали за свою жизнь, Юрий Карлович! Я все это могу прочесть за одну ночь», на что поэт мгновенно ответил: "Зато я всего за одну ночь могу написать все то, что вы прочитали за всю свою жизнь!.."

10 мая 1960 года Юрий Олеша скончался от инфаркта. Примерно за час до смерти поэт попросил: «Снимите с лампы газету! Это неэлегантно». Когда он лежал в гробу, у него в петлице пиджака была вдета маленькая красную роза. ... «Из всех красок самая красивая - кармин. И название ее прекрасное и цвет», - когда-то заметил удивительный и талантливый поэт Юрий Олеша ...

Известность приходит тогда, когда о человеке начинают слагать истории. Один раз был такой случай,  Олеша пришел в одно издательство получить довольно крупный гонорар, но по случайности забыл дома паспорт и стал уговаривать кассиршу выдать ему гонорар без документа, удостоверяющего личность. Кассирша отказалась: «Я вам сегодня выдам гонорар, а завтра придет другой Олеша и снова потребует деньги». Олеша выпрямился во весь свой небольшой рост и с величественным спокойствием произнес: «Напрасно, девушка, волнуетесь! Другой Олеша придет не раньше, чем через четыреста лет...»

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31