Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

Моя Дианочка после окончания Junior High, выпускной вечер

Автор: одесситка
Дата снимка: 25.06.2004
Комментарии

Сова Андрей Корнеевич

17 декабря 1912 года в Одессе родился Андрей Корнеевич Сова - известный киноактёр, режиссёр, артист эстрады. Об Андрее Сове сегодня, к сожалению, реже вспоминают, чем о двух его легендарных коллегах - Штепселе и Тарапуньке. Но в 60-80-е слава его была невероятной. Перед черно-белыми телевизорами и радиоприёмниками собирались порою семьями или даже целыми производственными коллективами, когда Сова выступал с микроминиатюрами, с поэтическими «смешинками» от Павла Глазового или Степана Олийныка. Он сам определял свой эстрадный жанр как «забег на короткую юмористическую дистанцию». Сложных сюжетных композиций в его репертуаре практически никогда не было. Он читал басни, эпиграммы, шутки, просто короткие рассказы. Нынче его репертуар многим мог бы показаться странным, даже недостаточно острым. Но Сова умел находить сочные краски к микроминиатюрам, написанным украинскими авторами.

Конечно, теперь, когда все эфиры заполонил собою тот смех, который «ниже пояса», давнишний репертуар Совы может многих удивить... Но если вспомнить невероятное обаяние Андрея Корнеевича, если вспомнить, сколько полевых станов, заводов, фабрик, воинских частей он объездил с этим своим репертуаром, то неудивительно, что его юмористическая искра зажигала пожар восторга в народе. А читал он со сцены свыше тридцати лет, взял участие в восьми с гаком тысячах концертов.

Андрей Корнеевич Сова, одессит не только по месту рождения, но и по южному темпераменту, появился на свет в одном из отдалённых кварталов знаменитой одесской Молдаванки. Всю жизнь потом он вспоминал родную Балковскую улицу, где была «самая густая в мире пыль из нерубайских карьеров», а рядом, на дне глубокого оврага дети создавали своё «Чёрное море», запрудив мутный ручеёк, который вытекал с территории джутовой фабрики. На этой улице чинили сани, бочки, хомуты, изготавливали кладбищенские ограды - все что угодно. Среди этого рая стоял домик дедушки Онуфрия, густо заселённый многочисленным потомством. Дедушка, папа и мама были связистами. В доме всем заправляла бабушка Наталья. Внуки гордились дедом-почтальоном, всегда улыбающимся человеком, который ежедневно возвращался домой с подарками «от зайчика» и вынимал из чёрной кожаной сумки то коробочку мятных конфет, то орешки, то бублики.

Когда Андрейка подрос, его отдали в частный детский сад Клавдии Шевелёвой. Там учили много чему: читать, декламировать, лепить, рисовать, правилам хорошего тона. За овладение «политесом» матери пришлось отдавать чуть ли не половину месячного заработка. Однако внезапно студии прекратились. Одессу лихорадило. Стали обычными слова «фронт», «белые», «красные», «Антанта». Вились километровые очереди за хлебом и керосином. В город пришли холод и голод. Переждать лихолетье уехали к родственникам на Полтавщину. В селе Олексинцы мальчик закончил два класса. Когда возвратился домой, в Одессу, дедушки уже не было, и дом стал чужим: жильё пришлось снимать. Отцу удалось устроиться на местный телеграф, и поддерживать семью стало легче.

В Одессе Андрюша пошёл учиться в образцовую школу имени Ивана Франко, где работало множество кружков - спортивный, хоровой, танцевальный, драматический... До революции там был Институт благородных девиц. Что не урок, то целый спектакль. С искренним теплом вспоминал артист учителей немецкого, русского, а особенно - украинского языка. Заканчивался урок обязательно песней о Шевченко. В школе подросток впервые вышел на сцену в пьесе «Робин Гуд»...

Каждый мальчишка с Молдаванки мечтал стать моряком. Не был исключением и Андрей, поступив в школу плавсостава. Моторист І класса мечтал о Сейшелах, дальних странствиях, а попал на МТС в степное село - готовить тракторы к севу. Впоследствии по комсомольской путевке его направляют на подготовительные курсы в Одесское мореходное училище «Совторгфлота», где за год натаскивали для работы на пароходах. И судьба его забросит через некоторое время на легендарное судно «Цюрупа» (это фамилия первого наркома продовольствия). Теплоход был построен и спущен со стапелей Николаевской судоверфи. Этот красавец-лайнер Сове показался настоящим «Титаником» - огромный, величественный. На «Цюрупе» он бывал в Греции, Египте, Испании, плавал и в Красном море, фотографировался на фоне действующего вулкана Этна, этот теплоход помог ему увидеть площадь Святого Марка в Риме, а также восхитительные уголки в Марселе, Генуе, Ливорно. Спустя много лет Андрей Корнеевич рассказывал в кругу своей семьи о страшной участи, которая постигла корабль его юности. В годы войны в Испании, когда фашисты окружили Мадрид, «Цюрупа», согласно международным обязательствам, доставлял испанским детям одежду, медикаменты. Но недалеко от острова Мальорка судно оказалось в плену, окруженное фашистскими эсминцами, капитана осудили на 20 лет тюрьмы, а судно конфисковали.

Впрочем, Сова уже плыл на другом «корабле» - его манили иные «острова». Днями и ночами он пропадал в трехэтажном домике Одесского театрального училища. И буквально измором брал комиссию... «Идите сюда, как ваша фамилия? Сова? А какие пьесы вы знаете? Никакие? Тогда читайте что хотите!» - «Тарас Шевченко, «Сон»... Он начинал читать, и комиссия делала кислые лица. Просили что-нибудь веселое. И он вспомнил, как на «Цюрупе» читал товарищам самые разные юморески-«побрехеньки», импровизируя на ходу и поднимая боевой дух морякам. Одну из таких миниатюр он и продемонстрировал, ходя щеголем по сцене с закинутыми назад руками. Комиссия пришла в восторг. Так его и приняли в 1935-м в артисты...

И буквально тут же последовало предложение сниматься в кино. Первая кинороль в фильме «Старая крепость», и сразу одна из ведущих. Партнером молодого актера был Марк Бернес, часто шутивший: «А ну-ка, расправляй свои крылья, Сова, не тушуйся перед аппаратом!» С Бернесом они встретятся и на съемках легендарного фильма «Два бойца», причём Сова обучал уроженца города Нежина Марка Бернеса одесскому говору.

Уже шла война. Многие творческие силы были переброшены в Ташкент (в том числе и Одесская киностудия). Ташкентская студия тех лет - лишь небольшая площадка, где выпускали «Боевые киносборники» и где снимались величайшие актеры - Андреев, Алейников, Раневская. В «Двух бойцах» Сова сыграл маленькую роль артиллериста. Хоть образ и крошечный, но слава этой картины накрыла всех актеров звездной волной. Песни из фильма, написанные Никитой Богословским, стали любимейшими в народе: «Шаланды, полные кефали», «Темная ночь, только пули свистят по степи». В годы войны он снимался еще в картине «Я - черноморец», выступал с концертами и на кораблях, и на торпедных катерах, и на подводных лодках, и даже в батумском цирке... Только в мае 1945-го возвратился в Одессу. А там его ждали лишь старенький отец и сестра Мария: мама уже умерла, погиб на фронте старший брат.

Вскоре Андрей Корнеевич переехал в Киев. В столице, при окружном Доме офицеров, создавали новый театр - в основном из выпускников Театрального института. Актер Федор Ищенко, когда-то игравший Чижа в довженковском фильме «Щорс», предложил Сове попробовать свои силы в новом коллективе - Театре Советской Армии. И молодой актер сразу же стал одним из заводил в новообразованной труппе. Там же познакомился и со своей супругой - актрисой Галиной Жировой. В популярной в те годы пьесе «Вас вызывает Таймыр» Галина играла одну из главных ролей и после премьеры сказала Сове: «Вы очень понравились моей маме в роли аккомпаниатора: всего лишь несколько слов, одна фраза, а как хорошо сыграно...» Впоследствии уже ее мама присматривалась к будущему зятю: «Так как ваша фамилия? Сова, говорите? Ты, Галочка, не бери себе такую фамилию, уж больно слух режет». Между тем Сова не растерялся и пошел в наступление на будущую тещу: «Ну, а как ваша девичья фамилия?» - «Моя - Комар...». Тут все и рассмеялись.

Со своим театром Сова исколесил немало дорог. Когда через несколько лет труппу распустили, молодёжь создала весёлую певческую бригаду, которая гастролировала по городам и сёлам Украины. Выступали как придётся - при керосиновых лампах, свечах или даже при лунном свете. Музыка, песни, романсы и, конечно, юмор. Кстати, Сова первым на украинской сцене стал исполнять юморески, найдя тем самым свою нишу. Его начинание потом подхватили Анатолий Паламаренко и Анатолий Литвинов.

Артист много снимался в кино - в «Королеве бензоколонки», «Максимке», «Морском ястребе», «Таинственном острове». В последнем фильме он играл... орангутанга. Его одели в обезьянью шкуру, загримировали. А далее случилось непредвиденное. В ожидании своей очереди он в экипировке сел на валун у съемочной площадки, и вдруг увидел группу туристов. Решив посмешить их, Сова устремился навстречу. Женщины бросились наутек, за ними мужчины. И вдруг раздалась команда: «Трезор, фас!» А спустя мгновение Сова увидел самого Трезора - огромного волкодава, который мчался прямо на него. Он сорвал с себя шкуру и закричал: «Граждане! Товарищи! Остановите собаку, я же артист!». Это его и спасло...

Через некоторое время Галину Жирову пригласили в Русскую драму, а Андрей Корнеевич выбрал самостоятельное плавание. К тому времени у него накопился большой репертуар собственных наработок. Эстрадные подмостки манили его к себе. Он остался при филармонии и полностью перешёл на юмор. В этот период артист подружился со Степаном Олейником. Эта дружба продлилась всю жизнь. Сова тщательно готовился к встречам с поэтом. Идя к Олейнику в гости, долго выбирал костюм, галстук. Хотя виделись часто, каждый визит становился событием, потому что появлялись новые произведения, которые он читал со сцены. Любопытна история встречи Совы с Павлом Глазовым, «концептуальным» для украинского юмора автором. Однажды на Крещатике Андрея Корнеевича окликнул высокий, стройный молодой человек: «Будем знакомы. Я - Павло Глазовый. Видел вас вчера на концерте и слушал с удовольствием. Читаете, как по нотам». Сова глазам своим не поверил: ведь он давно мечтал познакомиться с заместителем редактора журнала «Перець», уже читал со сцены его юмореску «Гопак с коровой». Так начался этот большой творческий и человеческий союз.

Впрочем, нового эстрадника поначалу многие встретили в штыки. Его необычная манера, озорной репертуар, его лаконичные этюды раздражали и даже возмущали некоторых «академических чтецов». Говорили: ну, дескать, вызубрит Сова какую-то чепуху, скривится, скорчит физиономию - и ураган оваций, а мы, понимаешь, высоким искусством заняты! Немного расстроенный, Сова отвечал своим недоброжелателям: «Я не морщился и не кривился на сцене ради дешевых эффектов, но каждый раз старался сыграть свое-образный маленький спектакль, мгновенно перевоплощаясь то в один образ, то в другой, чтобы действие развивалось динамично, а временами и молниеносно...». В конце концов, бешеная популярность Совы, его репертуар (а это произведения Остапа Вишни, А.Ковиньки, В.Чечвянского) подвинули его к рангу так называемых официальных эстрадных артистов Украины, ему разрешили даже выступить с сольным вечером в Колонном зале филармонии имени Н.Лысенко. Это было подлинное признание. В 1959 году он перешел в «Укрконцерт». Новая программа, концерты в Большом театре СССР, в Эрмитаже, Ленинградском театре эстрады, по всем уголкам необъятной страны - от Соловецких островов до Сахалина. Польша, Германия, Чехословакия, Америка, Франция, Канада... Сова тщательно готовился к встречам со зрителями. Теперь это называется актёрским тренингом. Работал над мимикой, текстом, настраивался внутренне. Часто повторял слова знаменитой Ермоловой: «Пока не выучу текст, не смогу играть». Артист на сцене должен чувствовать себя свободно. А лёгкость и раскованность давались с большим трудом. В его доме часто бывали Юрий Гуляев, Юрий Тимошенко, Ефим Березин, Диана Петриненко.

В 60-м, когда Сова гастролировал в Москве в составе большого украинского эстрадного коллектива, его настигли сразу две радостные новости... 23 ноября ему сообщили о присуждении звания заслуженного артиста Украины и о рождении дочери... Дочь Валентина впоследствии выбрала родительскую стезю, став актрисой. Она и сегодня замечательно играет в спектаклях театра «Колесо» (на Подоле), много занимается озвучиванием и бережно хранит память о своих родителях.

30 октября 1965 года земляки пригласили Андрея Корнеевича на празднование знаменательного события - присвоения Одессе звания «город-герой». Среди гостей были и известные во всём мире уроженцы Южной Пальмиры Леонид Утёсов и Эмиль Гилельс. Через неделю А. Сова стал народным артистом УССР.

Много радостного и много светлого было в этой судьбе - любимец публики, блестящий чтец... Если бы не недуг, который сразил артиста наповал в расцвете сил и таланта. Врачи так и не установили точный диагноз. Болезнь поразила его при весьма прозаических обстоятельствах. Случилось это 2 декабря 1978 года. Вечером, выгуливая во дворе собаку, Сова увидел вдруг на снегу красивый желтый лист. Нагнулся за ним - хотел поднять, в позвоночнике неожиданно что-то хрустнуло, страшная боль пронзила тело. С тех пор он стал ходить с палочкой, затем с двумя, потом перешел на костыли... 16 лет жил, превозмогая боли! Они не покидали его ни на минуту даже ночью. Ни врачи, ни народные целители так и не смогли поставить точный диагноз. Никто не мог объяснить, почему у него отказали ноги. Передвигался с большими муками, с невероятным трудом - держался за костыли, за стены...

Концертов становилось всё меньше. В последние годы жизни Андрей Корнеевич уже не мог без посторонней помощи выйти на сцену. Бессменного ведущего всенародно любимой программы «Вишневі усмішки», собиравшей у черно-белых телевизоров миллионы зрителей, привозили во Дворец культуры «Украина» на машине. На костылях, поддерживаемый коллегами, Сова выходил на сцену до начала концерта и садился за столик рядом с другими членами жюри. После этого занавес поднимался, и со сцены звучали шутки, юморески, басни. Когда очередь выступать доходила до Андрея Совы, он вставал, опирался о стол руками и читал, превозмогая дикую боль в спине и ногах. Зрители в зале смеялись до слез! И никому не приходило в голову, что любимый артист, заражающий публику весельем и оптимизмом, стоять еще мог, но ни шага сделать сам был уже не в состоянии... Удивительно, что даже с недугом он боролся с невероятным оптимизмом. Не сдавался: ежедневно строгая диета (овсяная каша без соли, с морской капустой или яблоком), чтобы не набрать лишнего веса. Гимнастика в любую погоду (40 минут упражнений каждое утро). Читал Чехова, мечтал записать на радио рассказы Шолом-Алейхема.

В Осокорках, на своей любимой даче, он по мере сил пытался заниматься хозяйством, садом. В телеэфирах появлялся уже редко.

Любимец публики не хотел показывать свою слабость ни перед кем, даже перед самыми близкими. Когда за две недели до его смерти пришла в гости дочь (как раз был её день рождения) и принесла любимое белое сухое вино, Андрей Корнеевич взялся открывать бутылку: «Я - мужчина! Открою!». Приложив последние силы, он справился с пробкой и был очень рад, что преодолел немощь. Народного артиста Украины Андрея Совы не стало 11 декабря 1994 года. Похороны состоялись на Байковом кладбище 13 декабря, в день его ангела - апостола Андрея Первозванного.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31