Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 


Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Моя Дианочка после окончания Junior High, выпускной вечер

Автор: одесситка
Дата снимка: 25.06.2004
Комментарии

Автомобильный Д’Артаньян c одесскими корнями

Интересно, что чувствовал этот человек, когда смотрел на самую большую рекламу в истории Франции - горящую сто двадцатью пятью тысячами электрическими лампочками фамилию «Ситроен» расположенную на Эйфелевой башне? Скорее всего, чувство глубокого удовлетворения от очередной своей бесшабашной выходки, которая оказалась, вопреки прогнозам, весьма удачным вложением денег.

В размахе, резких интуитивных решениях, увлеченности до одержимости был весь Ситроен. Раз за разом принятые им решения оказывались правильными, хотя и друзья и родственники, нередко обсуждая очередное сумасбродство «автомобильного Д'Артаньяна», крутили пальцем у виска. Тщеславие и авантюризм не помешали Андре Ситроену, сыну родившегося и выросшего в Одессе Леви Ситроена, вписать одну из ярчайших страниц не только в историю автомобилестроения, но и в историю бизнеса.

Вряд ли в посетившем Одессу то ли в 1865, то ли в 1868-м году богатом амстердамском бизнесмене, владевшем несколькими предприятиями по обработке драгоценных камней, узнал мальчишку, который когда-то бегал по ее улицам. Вряд ли и сам Леви, носивший теперь фамилию Ситроен (а не Цитрон, как тогда, когда он Одессу покинул), догадывался, что полуделовая-полуностальгическая поездка обернется знакомством с Мари Кляйн. И тем не менее главным приобретением Леви Ситроена стало не сотрудничество, с известным варшавским ювелиром, а женитьба на его дочери. Уже немолодой предприниматель, влюбившийся как мальчишка, не просто женился, но и решил переехать в самый романтичный город Европы - Париж, где 5 февраля 1878 года Мари Ситроен родила будущего автомобильного гения Франции.

Когда Леви Ситроен умер, на руках у его жены остались пятеро детей и солидный банковский счет, позволивший дать детям прекрасное образование и стартовый капитал для собственных предприятий. Большая часть детей продолжили дело отца и занялись ювелирным делом, но не Андре. Он, еще в 12 лет, восхитившись возведением Эйфелевой башни, спросил, кто ее строит. И узнав, что Эйфель возводивший это грандиозное сооружение по профессии инженер, уверенно заявил - «Буду инженером». Детское решение осталось неизменно до окончания лицея, после которого Андре поступил в знаменитую Парижскую Политихническую школу. Правда после получения диплома инженера Андре совершает свой первый, непонятый родственниками поступок - поступает на службу в Инженерные войска Франции. Биографы Ситроена не раз и не два задавались вопросом, зачем ему это понадобилось. И почему-то никому не приходило в голову, что молодой инженер был просто патриотом своей родины. Так или иначе, уволившись с армейской службы, он с целью познакомиться с техническими новинками в разных странах Европы отправляется в путешествие - благо средства на это были, да и родственников, разбросанных по всей Европе, хотелось проведать.

Стоя на заднем дворе одной из фабрик города Лодзь, молодой инженер вертел в руках несколько бракованных шестеренок. Наверняка проходившие мимо рабочие шептались: «И что этот иностранец нашел в этом мусоре». Но у иностранца уже блеснула в голове гениальная мысль. То, что было выброшено на свалку как брак, после доработок сделанных уже в Париже, превратилось в гениальную по простоте и надежности конструкцию автомобильных шестеренок, выдерживающих большие нагрузки. Производство новой конструкции было отработано на фабрике братьев Морс (Эстен), вложив в рискованное предприятие свою часть отцовского наследства и фактически возглавив фабрику. И не прогадал. Развивающаяся автомобильная промышленность остро нуждалась как раз в принципиально новых с точки зрения прочности конструкциях, позволяющих улучшать характеристики автомобилей, прежде всего за счет грузоподъемности и скорости. Автомобильные фабрики всего мира закупали продукцию Ситроена, принося предприятию немалые деньги.

Стилизованные оригинальной формы зубья шестеренок стали фирменным знаком компании - знаменитым двойным шевроном. Правда собственно автомобилей фабрика производила немного - около 2000 в год, причем не собственной конструкции, а лицензионных немецких Даймлера и Бенца. Правда благодаря этим автомобилям Андре Ситроен близко познакомился с автопроизводством и загорелся новой идеей - выпускать автомобили собственной конструкции. Но планы молодого предпринимателя скорректировала война.

Вступая в Первую мировую войну, генералы ни одной из стран участниц этого конфликта не предполагали, что она затянется на несколько лет. Считалось, что за три месяца, максимум полгода все закончиться. И когда спустя три месяца после начала войны стало ясно, что все еще только начинается, военные были озадачены весьма серьезной проблемой - катастрофической нехваткой боеприпасов. Все, что было на складах быстро расстреляли, а с выпуском необходимого количества снарядов промышленность не справлялась. Узнав об этом, Ситроен, знакомый с принятой технологией производства снарядов еще со времен службы в армии, предложил Генеральному штабу Франции свой проект развертывания снарядного производства, основанный на изобретенном Фордом конвейерном принципе и реорганизации организации труда. Позднее Ситроен вспоминал, что самым сложным делом для него было не организовать производство, а убедить военные чины подписать с ним контракт. Слишком уж смелым казалось предложение молодого предпринимателя. И тем не менее Ситроен выполнил свое обещание, фактически обеспечив всю французскую армию снарядами на все время войны. Проект Ситроена был прост. Во-первых он включил в действие конвейерную систему, со всеми ее преимуществами. Во-вторых реорганизовал принципы режима работы. Скажем на обед, на его заводе, отводилось всего 30 минут, за которые пообедать успевали все работники - от рабочих до инженеров. А это около 3000 человек. Достигнуто это было довольно оригинальным способом - все работники питались единым меню, и не создавали сутолоки при рассадке, поскольку каждый цех и смена знали цвет скатертей на столах, за которыми им было положено сидеть. А чтобы они не запутались, на подносы выдавались салфетки того же цвета, что и скатерти цеха или смены. Примерно так же был решен вопрос с получением зарплаты - талончики на получение зарплаты были разных цветов, каждый из которых соответствовал определенной кассе. В результате все работники предприятий Ситроена получали зарплату минут за 15-20. Кроме того, для экономии времени при заводе были организованы кафе, магазины, детский сад, школа и бесплатные медицинские кабинеты, где можно было не только получить консультацию врача, но и вылечить, например больной зуб.

На военных заказах за годы Первой мировой Ситроен сколотил огромное состояние, заработал громкое имя в среде предпринимателей и репутацию надежного партнера государства. Более того, его заслуги перед Францией были отмечены возведением его в степень рыцаря ордена Почетного легиона.

Окончание Первой мировой войны наконец дало возможность Андре Ситроену начать производство автомобиля собственной конструкции. Не мудрствуя лукаво он, подражая Генри Форду, назвал свой автомобиль «Ситроен А». Вообще у Форда Ситроен позаимствовал многое, прежде всего принципы дешевизны и надежности и конвейерного производства. Модель «А» выпускалась неслыханными для Европы темпами - сотни автомобилей в день. Несмотря на скромный дизайн и невысокую скорость (65 км/ч) автомобили Ситроена раскупались практически моментально. Причин тому было несколько. Во-первых невысокая цена - около 500-700 долларов. Во-вторых невиданные для дешевого автомобиля технические новшества - электрические фары и комплект сменных колес. И наконец развернутая по всей Европе сеть станций технического обслуживания (надежность автомобиля, к слову, подкачала).

Впрочем, со временем «детские болезни» первой модели были изжиты. В 1925 году фирма «Ситроен» была европейским лидером в производстве автомобилей - 60000 автомобилей в год, а всего через несколько лет производство перевалило за цифру в 100000.

Истину «Реклама - двигатель торговли» Андре Ситроен освоил лучше любого из своих конкурентов. Да что там конкурентов - просто лучше всех тогдашних бизнесменов. Ни один современный Ситроену предприниматель не проводил таких масштабных и дорогостоящих рекламных акций, как он. В чем только его не обвиняли - в тщеславии, сумасбродстве, выбрасывании денег на ветер. Но объемы продаж говорили сами за себя. Вот только некоторые из его акций:

1. За свой счет Ситроен установил по всем дорогам Франции дорожные знаки и указатели с эмблемой Ситроена.

2. По его заказу изготавливались серии игрушечных автомобилей, часть из которых детям просто дарили, с целью заранее сформировать новое поколение покупателей.

3. По отдаленным районам Франции устраивались рекламные автопробеги, в которых участвовали оборудованные громкоговорителями автомобили. Через громкоговорители рекламировались качества автомобиля и скидки, с которыми автомобиль можно было купить прямо из состава колонны.

4. Ситроеном был построен первый в мире автомобильный салон-магазин с полностью фасадной стеклянной витриной.

5.  Ситроеном была заказана первая в Европе авиационная дымовая реклама.

6.  С рекламными целями финансировались спортивные автопробеги и научные экспедиции.

7.  И, наконец, вершина - в качестве рекламной площади была арендована Эйфелева башня. Та самая, строительство которой вдохновило его еще ребенком мечтать о карьере инженера. Смонтированные на ней 125000 электрических лампочек не просто составляли фамилию Ситроен. Нет, это было бы слишком просто. Парижанам предлагалось настоящее световое шоу с меняющимися изображениями, среди которых были автомобиль, звездное небо, комета, знаки зодиака, текущий год, год создания башни ну и, разумеется, эмблема «Ситроен» и название компании.

Риск дело благородное, и Андре Ситроен всю свою жизнь прожил по этому принципу, как в омут с головой бросаясь в новые начинания и идеи. И практически всегда при этом выигрывая, с гордо поднятой головой глядя на скептиков. В своей жизни он совершил только одну большую ошибку. Но ее оказалось достаточно, чтобы потерять свое автомобильное королевство. В 1933 году «Великая Депрессия», начавшись в США, быстро докатилась до Европы. Потеряв сначала американский рынок и быстро теряя покупателей в Европе, Ситроен, в отличии от других производителей автомобилей, решил не сворачивать производство и более того, запустить в серию новый автомобиль. Вокруг бушевал кризис, а Ситроен, как ни в чем не бывало, перестраивал под производство новой модели промышленный комплекс на набережной Жавель. Новые цеха, по его замыслу, должны были выпускать по 1000 автомобилей в день. В реконструкцию заводов, разработку и производство новой модели «Ситроен-7» были вложены не только все средства компании, но и были взяты огромные кредиты. Раз за разом друзья и кредиторы просили его остановиться, перераспределить средства и пересидеть сложное время. Но все тщетно. Новый проект продолжал пожирать деньги, в том числе и на как обычно масштабную рекламу. Ситроен, оставаясь верен себе, азартно рассчитывал на то, что его новый автомобиль - настоящий шедевр с точки зрения новшеств, найдет своих покупателей.

Гидравлические тормоза, передний привод, низкая, за счет отсутствия карданного вала, посадка и революционный дизайн автомобиля «Ситроен Траксьон Аван» (как его окрестили любители), разработанный молодым дизайнером Фламинио Бертони. Но автомобиль продавался плохо. Продолжалась «Мертвая зима» - так во Франции окрестили «Великую Депрессию». Долг компании «Ситроена» достиг 830 млн. франков. Ситроен метался между кредиторами, просил дать время, пока раскрутиться маховик продаж новой модели, обращался за помощью к правительству. Но все, чего он сумел добиться, это спасения предприятия ценой устранения его самого от руководства компанией. Именно это условие поставили кредиторы, воспользовавшиеся наконец возможностью наказать «автомобильного короля» за все его «сумасбродства». 31 января 1935 года стало последним днем, когда Андре Ситроен руководил своей компанией. Контроль над ней, перешел к шинной компании «Мишлен», сохранившей фамилию основателя фирмы в названии и несколько раз предлагавшая Андре Ситроену различные посты в фирме, носящей его имя. Но тот был слишком гордым человеком. 3 июля 1935 года, Андре-Гюстав Ситроен скоропостижно скончался, так и увидев подлинного успеха своего последнего детища - автомобиля «Ситроен-7» или «Ситроен Траксьон Аван». Этот автомобиль с каплевидным кузовом стал настоящим символом автомобильной Франции - предтечей автомобилей новой эпохи. Первый из них был выпущен в 1934 году - последний, спустя 23 года, в 1957. Этих «автомобильных алмазов», «французских ракет», как их восторженно именовали автомобильные журналы, было выпущено 760000. Их дизайн копировали дизайнеры БМВ, Мерседесы, Форды и Татры. Именно на них впервые была испытана знаменитая ситроеновская гидроторсионная подвеска. Не удивительно, что этому автомобилю во Франции поставлен памятник, который вполне можно считать памятником и самому Андре Ситроену.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31